В день 15-летия со дня кончины митрополита Тульского и Белевского Серапиона, митрополит Тульский и Ефремовский Алексий возглавил Божественную литургию в храме в честь святой вмчц. Параскевы Пятницы сел. Великодворье, Владимирской области на месте погребения приснопамятного блаженнопочившего иерарха.

Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, епископ Муромский и Вязниковский Нил; духовенство Тульской, Екатеринбургской, Владимирской и Ярославской епархий.

За богослужением молились преподаватели и учащиеся Тульской Духовной семинарии.

По окончании богослужения митрополит Тульский и Ефремовский Алексий обратился к молящимся с архипастырским словом, после чего была совершена панихида по приснопоминаемому митрополиту Тульскому и Белевскому Серапиону: «Пятнадцать лет назад в этот день был призван от трудов земных к небесному упокоению блаженной памяти господин и отец наш, высокопреосвященнейший Серапион, митрополит Тульский и Белевский.

В опыте церковной жизни и ее сиюстороннем проявлении мы находимся в удивительном состоянии, когда любовь, движимая дыханием Святаго Духа, свидетельствует о том, что пятнадцать лет – большой срок в жизни человека, а в проявлении ее в потустороннем, как свидетельствует апостол Павел – «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петра гл. 3:8).

Дар причастности Божественной любви, наполняющей тварную человеческую сущность даже от малого прикосновения полнотой присноблагобытия, был ведом владыке Серапиону в его человеческой, христианской и пастырской жизни. Он зажег этот свет в своем сердце еще в юности, в тяжелое для нашего народа время перед Великой Отечественной войной.

Перед приходом своим в Троице-Сергиеву лавру владыка Серапион встретился с великим сонмом избранниц Божиих, прошедших путями исповедничества и собиравшихся после возвращения из концлагерей под сводами святых московских храмов и, в частности, в храме Воскресения Словущего на Успенском вражке.

Вот там, пред образом Божией Матери «Взыскание погибших», напитавшись от них дыханием благодати Божией, исцеляющей человеческую немощь и преображающей по подобию Божиему, он загорелся этим огнем, и ради восприятия этой благодати был поставлен Господом свечником, для того чтобы передать это сияние грядущим поколениям.

Преосвященные владыки, священник и народ Божий, будучи приводимы промыслом Божиим под сияние его души и сердца, зажигались от него человеческой любовью к Богу. Любовь к святыне являлась свидетельством того, что ему, как и Силуану (Афонскому), был ведом опыт и закон духовной жизни, отражающейся на всей жизни человека. Мы помним, как Силуан сказал: «Господи! Ты милостив, душа моя познала Тебя, скажи мне, как смириться», и получил тот ответ: «держи ум твой во аде и не отчаивайся».

Опыту не отчаиваться владыка Серапион научился у тех, кто прошел путем исповедничества, передавая его нам. Опыту же удержания ума своего «во аде» его долго учил Господь терпением и многими скорбями, болезнями и испытаниями, неизбежными на пути возрастания человеческого в христианском пути следования и уподобления Спасителю нашему и Господу Иисусу Христу.

Когда в этапе духовного становления владыки Серапиона была Владимирская кафедра, имея возможность посещать многие прекрасные храмы и совершать богослужения в величественном Успенском соборе во Владимире, он любил этот храм в его простоте и необычайном величии трепетного восприятия благодати Господней, научающей нас «держать ум во аде и не отчаиваться».

В таком пути есть удивительная надежда не на свои силы и свое совершенствование, а на всеобновляющую и животворящую благодать Живоначальной Троицы, действующей в Таинствах Церковных.

Всегда уповая не на себя, а только на милость Божию, никогда Владыка не сомневался в том, о чем услышали мы сегодня от Спасителя Господа: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Иоанн 6:38)». И по этой воле всякого, кого приводил Господь к нему, приводил их к Отцу Небесному, чтобы никто не погиб духовно.

Эта вера в силу Божию в Таинствах, и особенно в евхаристии, нас обнимающей и воспламеняющей здесь на земле, была во владыке Серапионе удивительна! Она влекла всех нас с вами к нему – к этому светильнику, открывавшему в нас перспективы и порыв к тому, чтобы принять этот огонь и нести его дальше по своей уже жизни».

Алексей Анкин, фото Фёдора Передиреева