В день памяти святой мученицы Татианы в Государственном Кремлевском Дворце состоялось торжественное открытие юбилейных XXV Международных Рождественских образовательных чтений на тему «1917-2017: уроки столетия», проходящих по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В торжественном акте принял участие митрополит Тульский и Ефремовский Алексий, возглавивший делегацию духовенства Тульской епархии.

Основное внимание участники форума обратили на вопросы богословия и истории, в частности, на деятельность Русской Православной Церкви в годы гонений со стороны богоборческой власти, а также на проблему увековечения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и осмысления этого события современным обществом.

«В рамках работы Чтений мы не делаем выводов, мы лишь пытаемся прикоснуться к осмыслению этой темы, но это прикосновение должно быть очень тактичным, – сказал глава оргкомитета XXV Международных Рождественских образовательных чтений митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. – Поэтому Церковь говорит о событиях прошлого века предельно аккуратно, призывая при этом людей с разными воззрениями на исторические процессы найти нечто общее, что могло бы сблизить наши позиции по восприятию отечественной истории, а значит, сделать народ более сплоченным».

В своем докладе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что события 1917 года и последовавшие за ними драматические деяния имеют глубокие духовные причины: «Коренной слом традиционного уклада жизни – я говорю не о типе хозяйствования или политической модели, а о духовно-культурном самосознании народа – стал возможным только потому, что из повседневной жизни людей, и в первую очередь людей, принадлежавших к элите, ушло нечто очень важное.

Все меньше места оставалось для живой, искренней веры в Бога и понимания жизненной важности сохранения ценностей, принадлежащих к духовной и нравственной традиции.

Главная трагедия народа заключалась в том, что, одурманенный сомнительными популистскими идеями, он позволил оболгать национальную историческую память, надругаться над своей традицией, веками создававшейся усилиями предков, позволил разделить себя на враждующие лагеря, поставить политические и социальные различия выше национального единства и культурной общности.

Нравственное осуждение преступлений, совершенных теми или иными лицами, не должно сужать взгляда на события тех лет и исключать возможность объективно оценивать их. Тем более ни в коем случае не следует преуменьшать признание подвигов миллионов наших соотечественников, искренне трудившихся на благо родины и своего народа в те непростые годы.

Народ становится народом, когда живет общими духовно-нравственными ценностями, культурными смыслами, сознает свою связь с прошлым и солидарно открыт к будущему. Такой народ будет по-настоящему жизнеспособным и сумеет избежать потрясений, подобных тем, что случились с нами в минувшие сто лет.

Главный урок, который должен быть нами вынесен из опыта минувшего века, заключается в том, что нельзя строить жизнь человека и общества без Бога. Подобные общества, по слову Священного Писания – дом, построенный на песке».

«Церковь плачет о всякой душе христианской, скорбящей и озлобленной, милости Божией требующей, но никакое несчастье временной земной жизни не может, по учению Отцов, идти в сравнение с несчастьем вечным, проистекающим от греха, который есть отказ от вечного счастья, от Бога. Вот почему тайна христианства необычайна для лежащего, благодаря людскому эгоизму, во зле «мира сего», – учит преподобный Макарий Великий.

От времен первенствующей Церкви и до днесь кровь мучеников есть семя христианства и, по мысли французского писателя Оноре де Бальзака, из всех доверенных земле посевов именно этот принес в истории человечества самый богатый и доброкачественный урожай, что полностью подтверждается русской церковной историей минувшего столетия, в том числе и на нашей малой Родине. Где в 25 километрах к северу от Тулы на полигоне «Тесницкий лес» в 30-е годы политических репрессий так называемых «врагов советской власти» было расстреляно и в общей братской могиле зарыто около 3 тысяч человек, отчего, со временем, народная память назвала это место «Тульской Голгофой».

Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви, служившие и пострадавшие в годы гонений XX веке, не являются предметом почитания какой-либо отдельной епархии, – убежден митрополит Тульский и Ефремовский Алексий. – На долю нашей ответственности перед Богом, историей и будущими поколениями выпало призвание быть достойными продолжателями в хранении и приумножении основ духовно-нравственной жизни святого Православия, не загасить ветрами сиюминутных соблазнов негасимый огонь верности исконным отеческим идеалам, утвержденных жертвенным подвигом новомучеников Церкви Русской.

Церковь воспринимает этот период истории нашей страны как яркий пример действий Бога в истории – о чем Господь не промышляет, то Он попускает ради возвращения людей ко Христу после тягчайших духовных и нравственных падений. Понимание причин и последствий подмены ценностных ориентиров, осознание духовной основы достижений и катастроф в истории XX века – всё это позволит уменьшить риски новых трагедий».

В этом году в рамках 16 направлений Рождественских чтений пройдет более 160 конференций, секций, круглых столов и иных мероприятий, посвященных обсуждению многих насущных тем, среди которых – образование, миссионерство, катехизация, социальное служение и связи с соотечественниками.

В работе Чтений приняло участие более 15 тысяч человек из России, ближнего и дальнего зарубежья – Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Германии, Канады, Франции, Швейцарии, а также Греции и Грузии.

Алексей Анкин