В Свято-Введенской Макарьевской Жабынской пустыни, в день 400-летия преставления преподобного Макария Жабынского, монаха и чудотворца из Белева, митрополит Тульский и Ефремовский Алексий возглавил Божественную литургию в сослужении епископа Белевского и Алексинского Серафима, святой обители этой священноархимандрита, епископа Козельского и Людиновского Никиты, викария Тульской епархии епископа Веневского Феодорита и епископа Можайского Иосифа, и высокого духовного гостя, возглавившего лик духовенства в иерейском сане схиархимандрита и насельника Оптиной пустыни старца Илия (Ноздрина), братии монастыря и духовенства Белевской епархии.

На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.

По окончании богослужения совершено славление преподобному Макарию Жабынскому — единого от собора Тульских святых.

Затем митрополит Алексий обратился к участникам общей молитвы: «Ваше Преосвященство, боголюбезнейший владыка Серафим, святой сей Введенской Макарьевской Жабынской пустыни священный архимандрит, Ваши Преосвященства, собратья и сопастыри, Ваше Высокопреподобие, досточтимый духоносный старец и архимандрит Илий, Ваше Преподобие, всечестной отец-наместник святой сей обители иеромонах Назарий со спостящейся братией, возлюбленные о Господе всечестные отцы и христоименитые братья и сестры, словом мира и любви о Христе в сей нареченный и святой день вседушевно приветствую и поздравляю вас!

Ныне на сем святом месте собрала нас благодать Святого Утешителя Духа истины, ведущая нас в нашем жизненном человеческом поиске к обретению совершенного восприятия Божественной истины, которая раскрывается в опыте радостноносной самозабвенной богоподобной жертвенной любви, источник которой здесь неистощимо преизливается ради христоподобного жительства, богоносного аввы Макария, его кроткого и смиренного человеческого послушания всеблагой Божией воле, крепкой веры и несомненной надежды и самозабвенной любви в исполнении Христовых Евангельских заповедей в земной жизни, длившейся достаточно немалое время — 84 года. И все для того, чтобы можно было бы в этом усердном и прилежном устремлении к достижению христоподобия и опытного вохристовления в недрах Святой Апостольской Христовой Соборной Церкви воссиять христоподобием «якоже второе солнце» и исполнить то предназначение, которое само Солнце Правды, будучи Подвигоположником нашим, заповедало нам выявить как желанный результат — подлинный христианский результат нашей земной человеческой жизнедеятельности: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех» (Мф. 5:16).

При жизни, в суровых обстоятельствах, на этом месте во время оккупации польско-литовских захватчиков, когда сооруженная любовью обитель в честь Божией Матери была стерта с лица Земли, братия изгнана и  уничтожена физически, преподобный тогда еще Онуфрий, возвратившись на это пепелище, ощущал себя в том благодатном богоприемном состоянии, которое некоторые святые отцы из своего опыта  описывали понятным для нашего человеческого слуха и дальнейшего внутреннего осмысления образом, говоря, что ощущение это познается так, как если бы всякий из нас представил себя паутинкой, натянутой от одной точки в пространстве и времени до другой точки над бездной собственной ничтожности и под бездной любви и благости Божией.

Именно эта, самая главная, наука, преподанная и оставленная нам в дыхании Святого Утешителя Духа истины в недрах Матери нашей, Соборной Христовой Церкви, открывающая нам путь к тому, чтобы научиться от Подвигоположника Христа Иисуса кротости и смирению, делает нас способными не только привлечь, не только принять, не только вместить, но и спасительно, радостноносно удержать как свою собственную силу эту бездну Божественной щедродательности и самозабвенной любви, которая и держит эту самую паутинку не из нее самой рождающимися силами и не силами окружающей созданной реальности, а благостию и милостью Творца, Промыслителя, Искупителя и Освятителя человеческого рода и всего миробытия.

Преподобный Макарий, ощутив это и достигнув соответствующего реального плода, воссиял как некая светильня, которую, как в Евангелии говорит Господь, «аще бывает возжжена», то ни в коем случае не может быть поставлена под спудом, но обязательно будет водружена на подсвечнике наверх, дабы светить всем (Лк. 8:16).

Исторические бури проходят, многое из памяти нашей этими бурями стирается с корнем. А память преподобного аввы, свет его христоподобной любви, которая есть живое действие Святой Живоначальной Троицы, сообщаемое человеческой личности в опыте доброхотного межличностного общения и взаимодействия в поиске сходства в образе действования с Тремя Несозданными, Ипостасями Божества светит «якоже второе солнце» и граду Белеву, и всем просторам богохранимой земли нашей Тульской, и прилежащим округам, и дорогам, и близка, и понятна, и живоносна для всех нас.

Вседушевно благодарю святыню Вашего Преосвященства, дорогой владыка Серафим, за то, что Вы пригласили всех нас сегодня на это святое место, к преподобному авве Макарию, разделить в союзе мира и любви это ликование и откровение благодати Святой Живоначальной Троицы, получить реальный импульс через доброхотное свое осуществление сотелестности и единокровности Подвигоположнику Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу братской нашей любви и взаимодействия с тем, чтобы затем, опираясь на этот опыт, как преподобный Макарий, искать прежде всего, всегда и везде единомыслия, единонравия, единодушия, единочувствия и единодействия с Христом Подвигоположником!

В этот праздничный день вседушевно поздравляю причастников с принятием Святых Христовых Таин, как с действительно достойным и правильным жизненным выбором и радостноносным плодом жизни и основой к тому, чтобы и дальше жизнь развивалась в этом же радостноносном ключе и направлении!

Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Макария, Жабынского чудотворца, да сохранит всех нас Господь, а Отечество наше и Церковь нашу — в искренней преданности Божественной истине, в послушании Святой нашей Матери-Русской Православной Церкви в святом братолюбии!»

Преосвященный Серафим, епископ Белевский и Алексинский, в свою очередь, выразил сердечную благодарность митрополиту Алексия за преподанное слово наставления.

Владыка также тепло поприветствовал и поблагодарил духовенство, дорогого батюшку, архимандрита Илия (Ноздрина), вновь посетившего Введенскую Макарьевскую Жабынскую пустынь, и братию обители за молитву, совершенную у престола Божией благодати «едиными усты и единым сердцем, как и многочисленных паломников, которые всегда, но особенно в этот день, стекаются в монастырь, чтобы почтить память преподобного Макария и поклониться всеосвящаюшей благодати Святого Духа, преизливающейся от аввы как при его жизни, так и поныне».

Марина Полянская, фото Александра Морозова