Доклад митрополита Тульского и Ефремовского Алексия на пленарном заседании XVIII Областных Рождественских образовательных чтений: «Влияние подвига героев Куликовской битвы на формирование русского национального самосознания: православие, история, современность».

Словом мира и любви о Христе приветствую всех участников XVIII Областных Рождественских образовательных чтений, которые на протяжении всех этих лет являются авторитетным дискуссионным и одновременно объединяющим пространством, позволяющим творчески реализовывать широкие возможности для уважительного взаимно заинтересованного общения, доброплодного взаимодействия и конструктивного сотрудничества между представителями самых разных сфер общественной жизни и направлений духовно-нравственного воспитания на основе исторически сложившихся традиций нашего Отечества и богохранимой, родной Тульской земли с их богатейшим духовным и культурным наследием.

«Создание условий для воспитания и развития молодого поколения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей» является одним из принципов государственной культурной политики.

А «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» определяют «духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание» как одну из сторон «соработничества Церкви и государства». И в этом смысле, «воспламенение в юных сердцах устремленности к Истине, к чистоте подлинного живого нравственного чувства, благожелательности к ближним, к христоподобной самозабвенной, жертвенной любви к своему Отечеству, его историческому и культурному наследию должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний. Церковь призвана и стремится содействовать школе в ее воспитательной миссии, ибо от духовного и нравственного облика каждого гражданина России, от доброкачественности его мировоззрения «зависит его вечное спасение, а также будущее конкретных этносов и всего людского рода» .

Наш региональный форум проходит в рамках XXXII Международных Рождественских образовательных чтений:«Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего», которые предполагается провести в столице нашей Родины – Москвев период с 24 по 27 января 2024 года.

Обсуждаемое на этом авторитетном международном форуме проблемное поле духовно-нравственного развития общества и особенно подрастающего поколения молодежи, возникает «не на пустом месте». Ежегодно на этом форуме мы обсуждаем различные темы, можно сказать «на злобу дня» (Мф. 6, 34), которые всегда актуальны, ибо укоренены как в многовековой традиции, сформировавшей в мировом содружестве наций уникальную цивилизацию «русского мира», так и в ответственно-чутком отклике на реальность информационно перенасыщенного настоящего, при этом часто отравленного ложью, губительно вредным для неустоявшегося детского и юношеского мировоззрения соблазном вызова мнимой новизны.

Влекомый познавательной способностью своей богозданной природы, современный молодой человек, порой не только в реальном, но и еще в большей степени в виртуальном информационном пространстве безоглядно и безотчетно «углубляется своим умом», «погружается всей душой» в безбрежный и бездонный океан незримой опасности для духовно-нравственного состояния, о чем ясно сказал апостол: «Всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от (Бога) Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2, 16), который «лежит во зле» (1 Ин. 5, 19).

Выступая 19 октября 2023 года перед участниками X Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово», Предстоятель Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «Мы живем в эпоху, когда человеческие общества получили наименование информационных. В самом деле, роль информации настолько велика, что с ней мало что может сравниться по влиянию на историю… Мы живем во времена, когда информация стала ежедневной потребностью человека, но она также стала мощным оружием, которое может оказывать разрушительное действие на миллионы людей. И мы знаем, как это работает и, не убоюсь этого слова, содействует деградации человеческих отношений…. Для многих наших современников, которые не придерживаются религиозных убеждений, и тех, кто живет не по совести, кто живет «по стихиям мира сего» (Кол. 2, 8), СМИ — это мощный боекомплект, используемый для достижения своих целей, не всегда доброкачественных и бескорыстных. Боекомплект, потому что словом можно убить человека, словом можно достичь того, что не достигается никаким оружием. И мы знаем, как на протяжении XX века именно словами, пропагандой, наносился огромный урон, в том числе и нашему историческому Отечеству».

Происходящее в сегодняшнем мире искаженное понимание свободы, подогреваемое лжесвидетельствующими средствами массовой информации, приводит к разрушению традиционных духовных и культурных ценностей. Фактически стирается грань между свободой, как её мы понимаем с богословской точки зрения, как свободы от греха и вседозволенностью, ибо по Божественному Писанию: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8, 34) и только там, «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17).

На наших глазах разрушается личная, семейная и общественная, связывающая нас с предшествующими поколениями нравственность, оскорбляются религиозные чувства, происходит посягательство на святыни, наносится ущерб духовно-культурной самобытности народов, разжигается межличностная и религиозная рознь.

Однако, мы, россияне XXI века, не безоружны перед смертоносным натиском отца лжи и исконного человекоубийцы диавола (Ин. 8, 44) и приспешников его, ибо с момента рождения одарены спасительной и радостоносной привилегией быть органической частью доброплодного, более чем тысячелетнего цивилизационно-культурного феномена «русского мира», органически укорененного в нетленной богооткровенной Истине, живоносно действуемой в богочеловеческом организме святой Христовой Православной Церкви. Истине, доброхотно избранной сознательным предпочтительным выбором любомудрого великого Киевского князя Владимира, крестившего Русь в 988 году в Днепровских водах и за 27-летний период христианского своего государственного правления опытно показавшего доброкачественность и плодотворность сделанного духовнонравственного исторического выбора, давшего твердое основание завещать своим потомкам на все времена жизнеутверждающие благословение: «Русь святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение!»

С тех пор и доныне внутреннее и внешнее благополучие «русского мира» напрямую зависит от степени верности исполнения потомками равноапостольного крестителя Руси жизненосной его заповеди. Доброкачественное же исполнение ее состоит, как свидетельствует история, не в хранении внешних форм обрядовой стороны богослужебного чина и сопутствующего ему культурного уклада народной жизни, но в неуклонной верности раз и навсегда найденной, опытно апробированной святым Владимиром и единомысленными, единонравными, единочувственными и единодейственными с ним, во все времена пребывающими на бескрайних просторах исторической Руси потомками его, богооткровенной истине: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он» (1 Ин. 4, 16-17).

К сожалению, у современного человека, утомленного беспрестанно мигающей и оглушающей скоропреходящей информацией, привычно скользящего по поверхности услышанного в страхе упустить что-то «новенькое»,отсутствует желание и навык дать себе труд погрузиться во внутреннее смысловое значение получаемой информации, чтобы начать взаимодействовать с источником этой информации ради достижения обоюдного максимального блага в уважительном взаимодействии по закону межличностного общения, поэтически сформулированному ветхозаветным израильским царем, пророком и псалмопевцем Давидом: «С преподобным — преподобен будешь, с неповинным — неповинен, с избранным — избран, со строптивым — развратишься» (Пс. 17, 26-27). Всовременном шумовом цифровом потоке практически невозможно понять подлинного значения богооткровенной истины о том, что «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4, 16).

Униженное, опороченное, опошленное, низведенное до уровня животного чувства, биологической функции обыденное понимание любви лишает многих наших современников, особенно детей и молодежь единственно подлинного понимания ее как общения личностных самосознающих инаковостей в доброхотном самозабвенном взаимоопрозрачнивании, одаривающих тех, кто пребывает в этом в общении, личной неслиянностью и единством природной тождественности, являемой нам триипостастным собезначальным множеством, неслитным и нераздельным, конкретизирующим единое пресущественное, бессмертное, всеблагое Божество − Святую, Единосущную Животворящую и НераздельнуюТроицу.

В Ней бытие каждой Ипостаси становится доброхотной самоотдачей всей полноты своего естества двум другим Ипостасям. И в бесконечном кругообращении взаимной самоопрозрачненности, одаривают друг друга полнотой нескончаемого благобытия, то есть единством в свободе тройственной, личностной множественности, по закону жертвенной любви не позволяющей множественности стать разрушительным хаосом, а единству − убийственной единичностью тоталитарности. Она также всеблагостно призывает к общению с Собой в уважительноммежличностном взаимодействии как собор бесплотных ангельских сил, так и неисчислимое множество человеческих личностей, созданных Ею сообразными Себе разумно волевыми существами.

Единое и общее всем людям человеческое естество, составляющее генетически единый человеческий род, в каждом из своих носителей осуществляющий свое взаимодействие по закону обмена энергий с многообразием богозданной природной реальности, и межличностное взаимодействие как с другими людьми, так и с ангелами, добрыми и падшими, а так же и с Самим Триипостасным Создателем Промыслителем, Искупителем и Освятителем своим, по упомянутому закону межличностного общения, достигает доброхотного сходства в характере действования в зависимости от самовластно осуществленного каждым конкретным человеком сознательного предпочтительного выбора своего идеала для подражания.

За десять прошедших с блаженной кончины равноапостольного крестителя Руси столетий из поколения в поколение друг другу преемственно передаваемое духовно-нравственное завещание святого князя, воспламеняясь ярким жизненосным сиянием богоподобной жертвенной любви, озаряло и воодушевляло жителей исторической Руси реальными примерами полноценной верности щедродательно указанной благоверным князем Владимиром богооткровенной Истине. Так, первыми в чреде таковых светильников христианской веры и благочестия до сего дня являются младшие сыновья богопрославленного крестителя, святые благоверные страстотерпцы Борис и Глеб и их старший брат, святой Ярослав Мудрый, равноангельные основатели Киево-Печерской лавры преподобные Антоний и Феодосий и все чудотворцы Киево-Печерские, богомудрый автор «Слова о законе и благодати» святитель Иларион, митрополит Киевский, епископ Туровский Кирилл, преподобная княгиня Ефросиния Полоцкая, благоверные князьябогопрославленные страстотерпцы Андрей Боголюбский, Игорь Черниговский, Георгий Владимирский, благоверные князья святой Владимир Мономах, Александр Невский, Роман Рязанский, Довмонт Псковский, Олег Брянский, святой мученик Меркурий Смоленский, Московские первосвятители, святые митрополиты Петр и Алексий и духовные воспитанники последнего преподобный Сергий, игумен Радонежский и чудотворец, благоверный великий Московский князь Димитрий Донской и богопрославленные с ним подвигом христоподобной жертвенной любви герои победоносной битвы священного Куликова поля, среди которых два воина схимника Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

Преподобный Сергий, храня верность святому завету крестителя русского народа, самозабвенной жертвенной любовью, деятельно пламенеющей исполнением евангельских заповедей, доброхотным хранением чистоты мыслей, желаний, слов, поступков и христианской совести, от юности подвизавшийся подвигом благочестия в глухом Радонежском лесу и поставивший на горе Маковец небольшой деревянный храм в честь и славу Святой Живоночальной Троицы, опытно явил себя, содействием ему Божественной благодати, живым жилищем Святой Троицы. От чего, подобно построенному на вершине горы городу, не мог утаиться (Мф. 5, 14), и как ярко светящий светильник привлекал к себе ищущих истинного просвещения, являя живой, лучезарный и радостоностный свет христоподобной жертвенной любви, о которой сказано, что она «не ищет своего» и поэтому «долготерпит, милосердствует,.. не завидует,.. не превозносится, не гордится, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 6-8). Эта любовь христоподобно изливалась из сердца внутреннего человека Радонежского игумена, кротко советовавшего приходящим к нему: «Взиранием на Живоначальную Троицу побеждать ненавистную рознь лежащего во зле мира сего».

Только не ища своего в утверждении своей самодостаточности, а прежде всего жаждая пользы другим, самозабвенная жертвенная любовь бескорыстно и щедродательно в уважительном взаимодействии радостотворно осуществляет общение с другими во славу Божию и на радость людям.

К живоносным свету и теплу такого богоподобного человеческого духа тянутся ищущие истины современники. Так, перед походом на Куликовскую битву приехал в Радонежскую чащобу к Сергию преподобному князь Димитрий со своей дружиной. И услышал от святого отца живоносные слова Христа Подвигоположника, личным примером явившего укорененную в Божественной бессмертной истине живоносную любовь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). «Иди, княже, Бог будет тебе и воинам твоим в помощь. Многим из вас сплетены небесные венцы добропобедного мученичества и в меру вашей жертвенной любви Господь дарует нам победу. Любовью и единение спасемся», − сказал преподобный.

Символом этой победоносной верности завету Христа Подвигоположника, а также крестителя Руси, является воздвигнутая благодарными потомками на Красном холме Куликова поля негасимая свеча памяти, на века возженнаяна этом алтаре Отечества пламенем христоподобной самозабвенной, жертвенной и жизненосной любви − мемориальная колонна с златобуквенной надписью из Давидова псалма: «Бог нам прибежище и сила» (Пс. 45, 2).

Победа в Куликовской битве единодушно и доброхотно объединившегося русского войска перед нависшей для всех разрозненных русских княжеств смертельной опасностью способствовала формированию национального самосознания русского народа, укреплению национальной идентичности, благоплодно повлияла на дальнейшую историю нашей страны и её народа. Она явилась переломным моментом и богоблагословенным началом в истории укрепления нашей православной государственности и самобытности русской культуры, опытно достигнутых в синергийном взаимодействии всякому добру вспомоществующей Божественной благодати Триединого Бога-Любви и творческого человеческого усилия.

Победа русского народа в Куликовской битве имела и глубокое символическое значение для последующей истории страны, став для будущих поколений образом деятельного христоподобного, жизненосного и жизнеутверждающего служения самозабвенной жертвенной любви, патриотизма, мужества и героизма, объединяющим фактором для всех слоев русского общества, символом национального единства, источником формирования национального самосознания русского народа. Она не только подтвердила победоносную непостыдность православной веры, пламенеющей в сердцах христоименитых воинов, явила силу и мощь объединенного русского воинства, но и доказала на многие последующие века, что наш народ, Богу содействующу, способен оборонять свою землю и стойко сопротивляться любой видимой и невидимой вражеской агрессии.

Опытно достигнутые жизненосные и жизнеутверждающие результаты историософского значения Куликовской битвы положили начало духовному подъему русского национального самосознания. По слову историка,Куликовская битва «считается тем событием, после которого новая этническая общность – Московская Русь – стала реальностью, фактом всемирно-исторического значения… Суздальцы, Владимирцы, Ростовцы, Псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими», единым русским народом.

В XIVXV веках, героям Куликовской битвы был посвящен целый цикл летописных повестей и сказаний, написанных по образцу «Слова о полку Игореве». Главной темой этих повествований была не только героическая, но и биографическая составляющая. Причем последняя имела патриотическую направленность с целью сохранения исторически сложившихся и освященных Словом Божиим и Церковью культурных традиций и семейного уклада, раскрывающих вечную тему — христианской любви к Богу и людям.

Так появляются жития богомудрых святителей Московских Петра и Алексия, в которых описываются не только их подвиги, но и прославляется их деятельность, как сторонников возвышения нашего стольного града Москвы и всей богохранимой страны нашей, православной российской государственности. В это время рождается замечательное произведение: «Повесть о Петре и Февронии», Муромской благочестивой княжеской четы, как «образец совершенной и жертвенной христианской любви и подвига, благочестивый пример исполнения слова Божия, что особенно актуально и в наше время».

Как видим, святой завет равноапостольного крестителя Руси и единодушная верность ему героев Поля Куликова на все последующие времена истории государства Российского и «русского мира» для всех его поколений был и остается надежным гарантом победоносности в борьбе со всяким видом зла.

Благодаря верности множества поколений россиян, друг друга преемственно сменяющих в потоке истории, жизненосному завету наших пращуров: «Христоподобной любовью и единением спасемся», и практическому исполнению этого жизнеутверждающего принципа богоподобного взаимодействия, Отечество наше и народ его подвигом жертвенной, самозабвенной христоподобной любви неоднократно спасаемы были: в начале XVII века от смертоносного вихря Смутного времени и польской оккупации; в начале XVIII века, в царствование Петра Первого, от губительного нашествия шведов во главе с королем Карлом XII, одобрительно поддерживавшегося тогдашними недружественными к России государствами, и наголову разбитого в сражении под Полтавой; в начале XIXстолетия от разорительного нашествия Наполеона Бонапарта с коалиционными войсками двенадцати европейских государств, разбитыми на Бородинском поле и позорно изгнанными «восвояси»; в начале XX века от экспортированного из Германии кровавого революционного вихря большевизма и последующих гражданской войны, политического террора и мощнейшего с сатанинским оскалом вероломного нападения 22 июня 1941 года Гитлеровской фашистской Германии на Советский Союз, всенародным подвигом самозабвенной жертвенной любви, ценой принесенных на алтарь Отечества 27 миллионов жизней наших родных и близких, очистивших Земной шар от скверны «коричневой чумы» немецкого национал-фашизма.

И ныне, в начале 20-х годов XXI века, та же самая светоносная, непобедимая, непостижимая Божественная сила христоподобной, самозабвенной, жертвенной любви друг к другу преемственно-негасимо сияющая в умах и сердцах сыновей и дочерей Отечества и народа нашего непоколебимо противостоит мощнейшему злоухищрённому натиску коллективного Запада в развязанном и всемерно обеспечиваемом стремлении разделить и погубить органически единый, в богочеловеческой жизни святой Христовой Православной Церкви пребывающий боголюбивый народ наш и богоспасаемое Отечество наше.

Мы же, твердо храня верность жизненосному завету крестителя Руси и духоносных отцов наших, доколе будем рождать и воспитывать сыновей и дочерей своих в пришедшей к нам из глубины веков духовно-нравственной традиции, в единстве свободы по закону жертвенной христоподобной любви, дотоле можем иметь не робкую надежду, а твердую уверенность, что в меру доброкачественности такового образа жизнедеятельности, при любых натисках злой силы Господь дарует нам победу.

Таким образом, подытоживая наши размышления о значении Куликовской битвы, отметим, что благословенная победа стала тем благодатным импульсом формирования нашего национального самосознания, которое сохраняется и в настоящее время и до сих пор служит источником вдохновения и силы, образцом единства, патриотического духа и героизма для российского народа, что является важным для формирования и укрепления национальной идентичности.

Благодарю за внимание и молитвенно желаю в добром здравии, духовной радости и с творческим вдохновением продолжать христоподобно свершать наше благородное служение во славу Божию, на радость людям и к пользе Отечества нашего как в уходящем году, так и в наступающем новолетии благости Божией, да будет оно мирным и исполненным Божьего благоволения: «Господь крепость людям Своим даст, Господь благословит люди Своя миром» (Пс. 28, 11).