В день престольного праздника митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил вечерню с чтением паримий, Божественную литургию в соименном древнейшем из расположенных в историческом центре города Тулы в храме в сослужении местного духовенства.

На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.

По окончании богослужения владыка поблагодарил собравшихся за радость молитвенного общения и обратился к ним с архипастырским словом: «В сей благословенный, радостнотворный и лучезарный день престольного праздника сего святого храма в нашем богоспасаемом граде Туле, позволяющем и нам, православной полноте сего града, единомысленно, единонравно, единочувственно, единодушно и единодейственно со всей христианской православной вселенной, по слову пророка и псалмопевца Давида, восплеснуть не только своими руками, но и принести богу глас хвалы, радости, благодарности и признательности (Пс. 46:2) не только за то, что Он благоволил осуществовать, вызвав из небытия к бытию как оттиск со Своей неисчерпаемой Божественной благотворности все многообразие созданного мира, а сотворил его таким, что как оттиск он способен, возникнув, привлекать, принимать и удерживать, а в этом удержании и возрастать в уподоблении в образе действования Своему Творцу и Промыслителю сорастворением во взаимопроникновении действий нетварных Божественных сил, энергий и сотворенных сил и действий, присущих всему многообразию созданносущего мира. И таким образом в этом самом созданном мире достигается ощущение не только причастности к бытию, а и к особому качествованию выражения этой причастности в ощущении для тех, кому оно свойственно, как благобытие— радостное, счастливое существование. А для тех, кто способен оценить это еще и умным, сознательным аналитическим образом, открывается возможность увидеть источник благобытия в Трех Самосознающих Личностных инаковостях — Отца, Сына и Духа Святого, — во взаимной их опроразраченности и взаимном проникновении в абсолютном их желанном согласии, и открывается возможность в доброхотном общении с Ними по закону межличностного взаимодействия (Пс.17, 26-27) ощущения присноблагобытия.

Полнота присноблагобытия — предвечный Божественный замысел, Богу известный о созданных существах, эта загадка и задача, предлагаемая каждому из нас на всю жизнь, которую необходимо понять, а понявши — правильно откликнуться, правильно откликнувшись — верно настроить себя к тому, чтобы достигнуть приглашения к такому осуществлению своей жизни и получить соответствующий результат.

Именно это открывается нам сегодня в событии Благовещения Божией Матери, изнутри божественного содержания выявляется фактом историческим, когда на Божие благовестие, возвещаемое архангелом Гавриилом — одним из созданносущных личностных неплотоносных духов, разумным и волевым существом, способствующим нам, людям, в достижении доброкачественного осуществления нашего призвания и предназначения, — посланным Господом Богом с небесных кругов к юной Деве, к той ветви, на древа человечества растущей из Адама первозданного. И Она смогла в зрелости своего пятнадцатилетнего возраста так определить свои приоритеты в этом поиске целей и предназначений, что Сама себя понимала и принимала только в одном-единственном доброкачественном образе, как мы слышим по-славянски в Её ответе посланнику Божиему: «се Раба Господня» (Лк. 1:48). То есть всякая мысль, всякое желание, всякое слово и поступок никак не могли в Ней разойтись с волей Господа!

Конечно, у многих сейчас возник вопрос: а как познать нам эту самую волю Божью, где она находится? А Писание Святое нам на что дано?! Всё заключено в кратких словах, даже не надо перелистывать всю Библию, достаточно усвоить: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22:37), то есть возлюби Господа Бога Твоего всею мыслию, всей творческой силой, всем своим желанием жить! Глядись в это зеркало и тогда или увидишь себя в нем, или же наоборот. В жизни моей люблю ли я Господа Бога потому, что ощущаю себя как ниточку, протянутую над бездной собственной ничтожности, но не проваливающейся в нее, потому что держит меня неисчерпаемая сила и глубина Божественной любви, которая творит меня не для бывания, а для пребывания? Ищу ли я того, чтобы ответить Богу личностным способом своей благодарностью, абсолютной схожестью в образе отношения к этому дару и самому Дародателю, избрав Его? Или же я проваливаюсь в эту бездну, потому что ищу того, что есть, что пить, во что одеться и обращаюсь к Богу ради того, чтобы Его волю выправить о себе и никак не больше — для того и записки пишем в храме, и свечи покупаем-ставим… А надо бы прийти к Господу и сказать: «Боже, что я не делаю, будучи зачатым в беззакониях и рожденным во грехах, кроме вреда ни себе и ни кому вокруг себя ничего хорошего не делаю! Так не попускай моей воле совершаться, дай мне принять Твою волю и ее исполнить!» Вот что значит быть рабом или рабой Господними!

Вся суть праздника Благовещения Пресвятой Богородицы — вокруг того, чтобы достигать единонравия, единочувствия, единодушия и единодействия со Христом! И дай-то Бог, чтобы и этот праздник был не просто красными цифрами в календаре отмечен, а в совести нашей — отвержением от себя и обращением ко Христу как к самой драгоценной из всех возможных жемчужин, не только земных, а и не тленных, вечных.

Этой благодати желаю всем нам и на оставшиеся дни грядущей Страстной седмицы, и на светлые дни Пасхи Господней, и на всю нашу жизнь, и на время, когда придем во всеобщее воскресение на неумытное и Страшное судилище Христово, чтобы мы сияли этим пламенем: «не Моя воля, Господи, а Твоя воля да будет» (Лк. 22:42).

И дай Господь всем нам запечатлеть на скрижалях своих сердец лучезарную радость Благовещения Божией Матери и самим стать подобным Её выбору и Её служению Богу и людям!»

В завершение владыка поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин, а также выразил благодарность отцу-настоятелю, братии и всем прихожанам за любовь к сему святому и древнейшему в Туле храму.

Марина Полянская, фото Александра Морозова