Доклад митрополита Тульского и Ефремовского Алексия на XX Областных Рождественских образовательных чтениях «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени».

Ваши преосвященства, боголюбезнейшие собратья – архипастыри, всечестные отцы, христоименитые братья и сестры – многолетние и единодушные соработники на ниве православного духовно-нравственного просвещения и патриотического воспитания, высокое собрание.

Словом мира и любви о Христе вседушевно приветствую всех участников нашего церковно-общественного  форума  –  XX Областных Рождественских образовательных чтений, которые представляют собой значимое явление в сфере развития регионального образования, культуры, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи и подрастающего поколения наших земляков, социального, волонтерского и иных форм служения церковной и общественной жизни, в основе которых лежит богатейший исторический опыт поколений российского народа и жителей родной богохранимой Тульской земли.

Стало доброй традицией первой четверти текущего столетия из года в год в благословенные дни Рождественского поста в свете Христовой правды в братском общении и дискуссиях в рамках международных Рождественских образовательных чтений на региональном уровне подводить итоги творческим трудам и поискам уважительного взаимодействия и постоянного открытого диалога  между представителями государственных органов власти, профильных структур Церкви, педагогического сообщества, общественных организаций, в основу которых положены духовные ценности и традиции нашей страны, в результате чего, достигаются конструктивные решения в сфере образования и духовно-нравственного воспитания.

Само понятие «просвещение» происходит от слова «свет», которое является краеугольным и фундаментальным в Священном Писании, особенно в Евангелии, свидетельствующем о Христе, как «Свете истинном, просвещающем всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9), и являющего собой в потоке исторического развития человеческой цивилизации абсолютную норму жизнедеятельности как конкретного человека, так и семейной, родовой, народной и международной жизнедеятельности.

Домостроительством Своего вочеловечения Единородный Божий Сын, ставший от Марии Приснодевы Богородицы и Сыном Человеческим, перевозглавив Собой все потомство первозданных прародителей, показал, что стал Новым Адамом (1 Кор. 15, 45, 47), совершенным послушанием всеблагой Божией воле возведшим единое и общее всем людям человеческое естество в пресущественную славу бессмертного Божества, которую Он имел у Отца прежде создания мира (Ин. 17, 5), чтобы люди, руководствующиеся природным движением своей познавательной способности, сознательным своим предпочтительным выбором, доброхотно остановясь на евангельском Иисусе как на идеале для своего подражания, по закону межличностного взаимодействия (Пс. 17, 26), перефразированного пословицей: «с кем поведешься, от того и наберешься», могли обожиться (2 Петр. 1, 4; Пс. 81, 6), то есть в синергийном взаимодействии приобрести единомыслие, единонравие, единочувствие и единодействие со Христом, и в Нем с собезночальными и единосущными Ему по Божеству Отцом и Святым Духом, «да будет Бог все во всем» (1 Кор 15, 28).

Поэтому главное призвание человека в его земной жизни – быть образом и подобием Божьим, как оно понимается в христианстве, и в этом выражается основное достоинство личности человека, осуществляемое через просвещение, состоящее в приобщении к жизни, по слову псалмопевца: «Господь – просвещение мое и Спаситель мой» (Пс. 26, 1). Именно такое просвещение было положено в основу славянской цивилизации святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием и богопризванными продолжателями их просветительских трудов на территории древней Руси равноапостольными великой княгиней Ольгой и внуком ее Владимиром – крестителем Руси, утвердившими прочное основание развитию более чем тысячелетнего уникального цивилизационного феномена в человеческой истории, подобно спасительному маяку, сияющему в бушующем океане житейских бурь всему мировому содружеству наций блистающим наименованием «Русский мир».

В связи с этим столь ясно сегодня звучат слова нашего национального лидера, Президента нашей страны Владимира Владимировича Путина в обращении к участникам третьего Международного форума министров образования «Формируя будущее» 11 июня 2025 года: «Нам вместе нужно искать ответы на сложные, большие вызовы, с которыми сталкиваются все национальные системы образования, учитывать глобальные тенденции, в том числе стремительное и повсеместное распространение цифровых технологий и моделей искусственного интеллекта. Они уже серьёзно меняют образовательный процесс, ускоряют трансформацию рынка труда, появление новых профессий.

И конечно, нужно эффективно настраивать школы, колледжи, университеты на решение текущих и перспективных задач развития наших стран. При этом важно, чтобы образование служило сохранению национальной идентичности, поддерживало всё многообразие культур и традиций.

Поэтому школа в широком смысле должна не только давать самые передовые знания и компетенции, но и просвещать, воспитывать, помогать молодому человеку обрести прочную ценностную опору в жизни, состояться как гармоничная личность» [1].

Многовековой опыт отечественной педагогики, детской и юношеской психологии свидетельствует о принципиальной важности доброкачественного понимания на каждом возрастном этапе развития и становления личности человека конечной цели его жизнедеятельности, формирующей подбор средств и характер осуществления достижения как самой этой предельной цели, так и предшествующих ей частных задач, способствующих как временному, так и конечному успеху.

В духовно-нравственной традиции «Русского мира», укорененного в жизненосных традициях православия, смыслом всех смыслов для русского человека является Христос Спаситель, действенно присутствующий со Отцом и Святым Духом в возглавляемой Им Церкви, которое есть тело Его (Еф. 1, 23), в которой Он – Глава, а верующие и верные Ему – члены Его тела (1 Кор. 12, 27), опытно-знающие: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20), а также словом и делом исповедующие: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп. 1, 21), так что «ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 38-39).

Без этой неразрывной связи чистого человеческого сердца со своим Альфой и Омегой (Откр. 1, 8), Подателем всех благ, Который, по вдохновенному поэтическому слову Гавриила Романовича Державина:

«Всё Собою наполняет,

Объемлет, зиждет, сохраняет,

Кого мы нарицаем — Бог», –

о Котором, в силу Его метафизической природы и отсутствия у нас опытного эмпирического контакта с Ним, переживаемого только чистым сердцем (М.ф. 5, 8) и из-за замутненности земной повседневностью созерцательной способности нашего умного чувства в многообразном опыте взаимодействия с окружающей средой, родными, близкими, друзьями и даже учителями убедительного и заразительного примера христоподобия, как правило, происходит  засвидетельствованное в публичном поэтическом диалоге выдающихся представителей «Русского мира» первой половины 19 века: 29-летнего Александра Пушкина, выразившего состояние внутреннего умозрения своих сверстников:

«Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

 

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?…

 

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум».

И адресовавшим свое любвеобильное увещание поэту Московским святителем Филаретом:

 

«Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана;

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена.

 

Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн воззвал,

Душу сам наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал.

 

Вспомнись мне, Забытый мною!

Просияй сквозь [мрачность] дум!

И созиждется Тобою

Сердце чисто, правый ум!»,

что вызвало покаянный сердечный отклик духовно прозревшего властителя умов своих современников:

«В часы забав иль праздной скуки,

Бывало, лире я моей

Вверял изнеженные звуки

Безумства, лени и страстей.

 

Но и тогда струны лукавой

Невольно звон я прерывал,

Когда твой голос величавый

Меня внезапно поражал.

 

Я лил потоки слез нежданных,

И ранам совести моей

Твоих речей благоуханных

Отраден чистый был елей.

 

И ныне с высоты духовной

Мне руку простираешь ты,

И силой кроткой и любовной

Смиряешь буйные мечты.

 

Твоим огнем душа палима,

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе [Филарета]

В священном ужасе поэт».

Поэтому самым по-христиански зрелым произведением А. Пушкина являются «Повести Белкина» и среди них – «Капитанская дочка».

Позднее, выдающийся наш писатель и психолог Фёдор Михайлович Достоевский в главе «Многотрудная ночь» романа «Бесы» устами Алексея Кириллова определяет: «Если нет Бога, то я бог… Если Бог есть, то вся воля Его,.. если нет, то вся воля моя, и я обязан заявить своеволие», а  в романе «Братья Карамазовы» в главе «Зачем живет такой человек!» устами среднего брата Ивана автор констатирует нравственное бессилие и бесоподобное, богоборческое уродство человеческого богонечувствия и богозабвения: «Уничтожьте в человечестве веру в свое бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, все будет позволено, даже антропофагия», и в главе «Внезапная катастрофа» Иван говорит о поголовном лицемерии общества: «Убили отца, а притворяются, что испугались, – проскрежетал он с яростным презрением. – Друг пред другом кривляются. Лгуны! Все желают смерти отца. Один гад съедает другую гадину».

И всемирно известный наш Яснополянский земляк, выдающийся писатель-мыслитель Лев Николаевич Толстой фактом своего отказа от христианского погребения и самохотного желания быть похороненным по смерти на краю оврага в дальней части своего имения засвидетельствовал свое согласие с крылатой фразой героя романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» Евгения Базарова.

Однако, бренным телом своим почивая «сном всей земли» под поросшим травой небольшим бугорком своей могилы, благодаря оставленному творческим гением писателя большому эпистолярному наследию, зафиксированные в нем мысли и идеи до сего дня продолжают не только вызывать интерес у читателей во всем мире, но и побуждать к деятельному воплощению содержащихся в них смыслов в доброхотно принимающих оные за идеал для своего подражания. Поэтому велика и высока духовно-нравственная ответственность старших перед младшими, учителей перед учениками, наставников перед воспитанниками, по слову Писания: «Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. ак да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного… Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.» (Мф. 5, 15-16, 19), так что «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 37), «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что́ он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5, 10),  «блаженны… умирающие в Господе,.. они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр. 14, 13).

Сегодня мы с удовлетворением отмечаем, что в Тульской области на протяжении многих лет в тесном сотрудничестве регионального Правительства, Министерства образования, Министерства культуры и туризма с Тульской митрополией реализуются различные проекты по стратегии духовно-нравственного и патриотического воспитания молодого поколения.

Отдел религиозного образования и катехизации Тульской епархии совместно с Министерством образования Тульской области традиционно участвует в общероссийских конкурсах в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

В текущем году были проведены региональные этапы XХ Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя», в котором на протяжении нескольких лет участвуют педагоги нашего региона, и Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира», а также Общероссийская олимпиада школьников по «Основам православной культуры».

В этом году 14 участников от Тульской области представили на конкурс 10 работ, в которых содержится уникальный опыт педагогической практики в сфере духовно-просветительского и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи, приобщения подрастающего поколения к наследию мировой художественной культуры и отечественной истории.

Действительно, просветительская деятельность наших учителей, педагогов, наставников связана с самоотвержением и требует от них жертвенного подвига в ответ на вызовы времени.

Текущий год ознаменован двумя великими и значимыми памятными для нас событиями,  – это 80-летие Великой Победы и 100-летие со дня преставления ко Господу святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, — Предстоятеля, на долю которого, по жребию Божию, выпали суровые испытания с революционными потрясениями, гражданской войной и началом жестоких гонений на веру, и который сохранил дар любви к своей Родине, своему народу и Православной Церкви на протяжении всей своей жизни и вдохновлял своим примером на добропобедный подвиг исповедничества богопрославленный сонм российских новомучеников XX века.

В связи с этим, коллегией религиозного образования Тульской митрополии весной этого года в 9-й раз был проведен фестиваль «Любовью и единением спасемся», объединяющий деятельность воскресных школ Тульской митрополии по организации системного изучения православной веры, духовной культуры и исторического краеведения.

В заключительном этапе фестиваля приняли участие более 200 воспитанников воскресных школ, представивших на конкурс свои сочинения, рисунки, презентации и видеоролики, а ярким завершением его было поразительно-талантливое выступление чтецов.

В ходе работы настоящего форума в различных секциях, дискуссионных площадках и мастер-классах мы обменялись опытом и предметно раскрыли значимость духовных ценностей в образовании, обсудили наработанные методы и формы по взаимодействию учебных заведений и профильных церковных структур, направленных на воспитание целостной личности, творчески-ответственно реализующих себя достойными гражданами Отечества и активными членами святой Церкви.

С глубоким удовлетворением приветствуем мы письмо Министерства Просвещения России от 7 мая 2025 г. за № 03-989, сообщающее, что с 1 сентября 2026 года вводится учебный предмет «Духовно-нравственная культура России», который будет преподаваться с 5 по 7 классы, учителями истории.

В заключение, долг имею выразить нашу искреннюю благодарность Правительству Тульской области, региональным министерствам культуры и образования, Институту повышения квалификации, педагогическому сообществу, священнослужителям и педагогам воскресных школ и всем, приложившим свои труды и заботы в деле христианского просвещения и формирования христоподобных личностей.

Благодарю за внимание.

 

  1. http://kremlin.ru/events/president/news/77163