В день праздника Святой Троицы (Пятидесятницы) митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию и великую вечерню с чтением коленопреклоненных молитв в Успенском кафедральном соборе города Тулы в сослужении соборного духовенства.
На сугубой ектении вознесены молитвы о мире на Украине, Казахстане и странах Ближнего Востока, о сохранении единства Святого Православия, а также прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.
В своем обращении по завершении уставного богослужения владыка поздравил всех с праздником, призвав проникнуться его смыслом: «В сей благословенный день Святой Пятидесятницы мы единодушно собрались, как и вся православная полнота христианской вселенной ныне по всему лицу Земли собирается под сводами Божьих храмов у престолов Небесной благодати всеблагого Бога, во Святой Троице славимого и поклоняемого, для того, чтобы молитвенно вспомнить мироспасительное событие пятидесятого дня по Воскресении Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа и десятого — по Его Вознесении, когда по Своему неложному обетованию чрез то, что в жизненном Своем человеческом служении Богу и людям достиг Он совершеннейшим послушанием всеблагой воле Бога и Отца, не хотящей смерти грешников, состояния непадательности и победоносного воскресения.
Так, Отец Небесный по милости и любви Своей не возжелал, чтобы смерть, как результат злотворчества человеческого, была бы властной обладательницей нас, как последний конечный результат нашего движения во времени и пространстве, и поэтому определил Своему Единородному Сыну воспринять человеческое естество не по тому закону, по которому мы его воспринимаем, зачинаясь в беззакониях и рождаясь во грехах (Пс. 50,7), а расторгнув этот замкнутый порочный круг зачатием и рождением от Марии Приснодевы и Духа Святого.
После того, как Господь Иисус Христос перевозглавил Собой от Адама первозданного весь человеческий род и возвел начатки нашего естества чрез добровольную неповинную смерть и воскресение из мертвых в состояние непадательности, Он возымел возможность показать нам исполнение предвечного замысла Бога и Отца о человеческой сущности, о человеческом естестве, реально достигшем этого результата, что на библейском языке именуется седением одесную Бога Отца (Мк. 16,19).
И через Господа и Спасителя нашего, увидев красоту и достоинство этого достижения, теперь в поиске истины род человеческий может увидеть ее понятным для себя образом, увидевши и понявши — полюбить, полюбивши — достигнуть с ней подобия в единомыслии, единочувствии, единодушии, единонравии и единодействии со Христом, соединяясь с Ним биологически через то, что сорождается от Христа, как мы рождаемся от ветхого Адама через своих родителей, а здесь — в Таинстве Крещения, а затем — в восприятии Богочеловеческого донорства, в принятии Святых Христовых Таин, становясь единокровными и сотелесными Ему.
Опираясь на этот свой жизненный опыт, раскрывающий веру во Христа, действующую нашей доброхотной ответной любовью (Гал. 5,6), и позволяющий далее свободно утверждаться и в единомыслии, и в единонравии, и в единочувствии, и в единодушии, и в единодействии со Христом.
Только тогда и таким образом у нас появляется возможность привлечь, принять, вместить и удержать в себе, в своем телесном организме, как в земном нашем доме – теле нашем (2 Кор. 5,1), в котором живет и в котором, наряду с нами, является хозяином и благодать Всесвятого Утешителя Духа Истины, только тогда появляется возможность лично пригласить Его, как желанного для себя друга, и выявить это дружество опять в единомыслии, единочувствии, единонравии, единодушии и единодействии не только со Христом, но уже и с Духом Святым.
В таком взаимоопрозрачнивании и взаимодействии с двумя Лицами Святой Живоначальной Троицы подняться до опытного ощущения и выявления своего сыновства или дочерничества с Отчей ипостасью во Христе Иисусе Господе нашем Духом Святым! Поэтому Пятидесятницу сегодня празднуем, и Святого Духа Пришествие!
И это свидетельствуется более чем двухтысячелетней историей Святой Соборной Апостольской Церкви, бесчисленным множеством детей Адама, которых мы в Церкви прославляем и почитаем как друзей Христовых, как друзей Духа Святого и детей Отца Небесного, именуя их святыми, которые показывают нам множественностью образов выявления своего вохристовления (Гал. 2,20) и преображения в жилище Святого Духа (1 Кор, 3,16), в различных исторических контекстах, убедительно показывая нам, что такое быть христианином, что такое дар, который мы принимаем в этот Пятидесятный день, показывают нам, как надо относиться к нему, как непрестанно сердцем своим творить молитву ко Святому Духу Утешителю, подобно касанию пальцами струн арфы-псалтири, как это делал царь, пророк и псалмопевец Давид, и эти звуковые колебания накладывались на смысловые откровения его человеческого духа, озаряемые дыханием Святого Духа, и отражались в Псалтири — именно так нужно неустанно творить и нам молитву: ”Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша“!», имея по слову преподобного Серафима Саровского, целью своей жизни стяжание, то есть приобретение всетворческого и радостоносного Духа Святого. Аминь.
Марина Полянская, фото Александра Морозова