В день престольного праздника митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию и крестный ход в соименном храме города Тулы в сослужении настоятеля протоиерея Павла Савельева.
На сугубой ектении вознесены молитвы о мире на Украине, о сохранении единства святого Православия и «при начатии учения отроков».
На заупокойной ектинии вознесено сугубое моление о приснопамятных российских князьях, воеводах и воинах, на поле Куликовом под водительством святого благоверного великого князя Димитрия Донского мужественно и победоносно ратоборствовавших, а также в царствовании святого царя и великого князя Феодора Иоанновича первопрестольный град Москву оборонивших, с возглашением оным вечной памяти.
По окончании богослужения совершено славление пред местно чтимым Донским образом Пресвятой Богородицы, после чего владыка приветствовал предстоящих словом мира и любви о Христе: «В благословенный и священнолепный день попразднества мироспасительного события Успения Пресвятой Госпожи и Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, благодарным откликом человеческих христианских сердец именуемым Богородничной пасхой, мы, чада Матери нашей Русской Православной Церкви, по-особому ублажаем дивный покров и заступничество Пресвятой Приснодевы Богоматери, явленный Ею через Свой дивный образ, который вошел в историю Церкви и Отечества нашего под названием Донского.
В XIV столетии, незадолго перед знаменитой Куликовской битвой, здесь, на нашей Тульской земле, сей образ был написан в то время известным и почитаемым в Московском государстве иконописцем Феофаном Греком по просьбе донских казаков, которые по призыву благоверного князя Димитрия Иоанновича собирались вместе с ним идти в поход, на Куликово поле, чтобы отстоять честь и достоинство нашей святой православной веры и народа, носителя этой веры в своей жизни и деятельности.
Икона эта была переносной, как военная хоругвь, как знамя, которое всегда предшествовало и предводило войско, за ней шествующее и уповающее на помощь и покров Пресвятой Богородицы, взирая на этот образ, вместе с ними находившейся в гуще сражения, самозабвенно и жертвенно исполняя Христову евангельскую заповедь: «Больше той любви никто не имеет, как кто душу свою положит за друзей своих» (Ин. 15:13).
Это стремление к исполнению в совершенной степени Христовых евангельских заповедей есть средство опытного приобретения христоподобия по тому духовному закону, который открыт Подвигоположником, Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. Как же нам достигнуть этого христоподобия? Только через любовь! Потому что любовь — единственная сила в межличностном общении различных самосознающих личностных инаковостей, которая не разделяет, а соединяет, вводит в единомыслие, единонравие, единодушие, не уничтожая личные инаковости каждого, кто участвует в этом межличностном, доброхотном и свободно опрозрачнивающем во взаимопроникновении общении друг с другом и давая возможность исполниться закону межличностного общения, гласящего: «с кем поведешься, от того и наберешься».
Всякое желание, пробуждающееся внутри нас к тому, чтобы не просто слушать Священное Писание как Слово Божие, до нас доходящее, а услышавши —соблюдать его, и только тогда такой человек и блажен бывает, то есть счастлив и радостен, потому что уже приобщается Откровению жизни вечной, потому что практикует в своей жизни самозабвенную любовь, и в меру качества и степени этого действования, в себе раскрывающего, способен не только становиться христоподобным, а еще и в силу этого привлечь, принять, вместить, и удержать благодатные дары Святого Утешителя Духа истины как свои собственные силы».
В завершение архипастырь вседушевно поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин, именинников — с днем тезоименитсва, и пожелал всем щедрого благодатного материнского покрова Пресвятой Богородицы, приходящего через дивный Её Донской образ, а так же с началом новым учебным годом.
Марина Полянская, фото Александра Морозова