Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий принял участие в пленарном заседании направления «Древние монашеские традиции в условиях современности», прошедшем по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в рамках ХХХ юбилейных Международных образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность».
Монашеский форум под руководством Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополита Каширского Феогноста состоялся в формате видеоконференции.
Владыка Алексий представил вниманию участников доклад на тему «О неотмирности монашеского жительства».
«Боголюбезнейшие собратья архипастыри, всечестные отцы, братья и сестры, христоименитые представители боголюбивого полка иночествующих Русской Православной Церкви первой четверти XXI века!
Словом мира и любви о Воскресшем Христе Жизнодавце позвольте приветствовать вас в настоящем высоком собрании! — обратился к участникам заседания архипастырь. — Означенная тема моего сообщения — «О неотмирности монашеского жительства» — смысловым своим содержанием адресует нас к одному из важнейших и знаменательных событий священной евангельской истории —последней земной пасхальной трапезе Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа с учениками в Сионской горнице, и той духовной беседе, в которой Церкви Своей Зиждитель (см. Мф. 16:18), стяжавший ее драгоценной Своей кровью (см. Деян. 20:28), пророчески предначертал всем Своим ученикам и последователям узкий (Мф. 7:14) и скорбный исторический путь (Ин. 16:33) доброхотного самоотверженного крестоношения в следовании за Подвигоположником Христом (Мф. 16:24): «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.
Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.
Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня (Ин. 15:18–21). В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16:33)».
И вот вывод, свидетельствуемый результатом ответной духовной жизни на вышецитируемую беседу Господа как круга апостольского, так и развившейся из него первенствующей Церкви, — вывод, боговдохновенно словесно сформулированный боголюбивым сердцем брата Господня, первого Иерусалимского епископа, святого апостола Иакова: «Дружба с миром есть вражда против Бога (Иак. 4:4), а самоотвержение, ради Христа (см. Мк. 8:34), от лежащего во зле мира (1 Ин. 5:19) есть доброхотное христоподобие (1 Кор. 11:1)».
Далее митрополит Алексий, опираясь на Священное Писание, наследие святых отцов, труды учителей Церкви, выдающихся богословов и философов, обратился к основным понятиям, которые, подобно указателям на дороге, необходимы на пути поиска и обретения неотмирности монашеского жительства.
По окончании выступления архипастырь ответил на вопросы, касающиеся монашеского служения и некоторых аспектов пастырского окормления братии в обителях.
В соответствии с повесткой пленарного заседания направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» перед участниками выступил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор с докладом «Монастыри как хранители чистоты веры и предания Церкви в истории Святой Руси», а также епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, представивший сообщение на тему: «Монастырь — место молитвы».
Работа направления продолжилась по секциям, а 25 мая состоится заключительное заседание и подведение итогов работы направления.
Марина Полянская, фото Даниила Севостьянова и Валентина Елисеева