Состоялось отпевание Михаила Грязева, бывшего ректора Тульского Государственного университета и депутата Тульской областной Думы.

В неделю 36-ю по Пятидесятнице, в день памяти преподобного Ефрема Сирина (373-379), в храме Покрова Пресвятой Богородицы города Тулы по окончании Божественной литургии, которую совершил митрополит Тульский и Ефремовский Алексий в сослужении духовенства Центрального благочиния, состоялась церемония прощания с Михаилом Грязевым, бывшим ректором ТулГУ и депутатом региональной Думы.

Помолиться об усопшем, проводить его в последний путь и разделить горе с его родными и близкими собрались депутаты, представители областной законодательной и исполнительной власти и местного самоуправления, муниципальных образований, руководители предприятий, преподаватели и студенты тульских вузов, единомышленники и ученики, представители научных кругов и общественных организаций.

По окончании богослужения митрополит Алексий обратился к собравшимся с архипастырским словом: «В такой лучезарный, по земному радостный день, но по совсем неожиданному случаю пригласил нас под своды сего святого храма наш искренний друг, для многих — наставник, пример для подражания в жизни, для некоторых, к великому счастью, — душа, без которой невозможно жить на белом свете, для Елены Дмитриевны — благоверный супруг, для Василия Михайловича — отец, мудрый наставник и путеводитель по жизни, искренний сын Российского Отечества, боголюбивый сын Святой Соборной Христовой Апостольской Церкви.

Михаил Васильевич опытно знал и дорожил особым пространством, которое присутствует в жизни человеческого рода под сводами православных христианских храмов, являя собой реальность богочеловечества. В ней безначальное и возникшее, бессмертное и смертное, вечное и конечное, полнота и ограниченность так пронизывают во взаимопроникновении друг друга, что способны на языке своей действительности и деятельной реальности выразить то, что превосходит ее, когда это возникшее поднимается до высоты безначального и бесконечного, когда само безначальное, нетленное и вечное с царственным смирением приходит в эту ограниченность и сообщает ей все то, что имеет по природе.

Потому-то сегодня он собрал нас не в родных стенах Тульского государственного университета и даже не под кровом своего дома, в кругу семьи, а пригласил в это пространство, в это средоточие богочеловечности на земле.

И сегодня, когда уже практически отнимается у нас то, к чему мы так привыкли за десятилетия совместной дружбы, служения, взаимного увлеченного творческого делания на земле, когда знакомые черты начинают уже стираться, когда мы уже неспособны услышать дорогую, еще совсем живую речь, когда нам уже невозможно испытать особого, уникального, только ему одному присущего взгляда, увидеть его улыбку, почувствовать его подход в общении с каждым из нас, когда всё это вроде еще и с нами, но уже лежит пред нами бездыханным телом своим, мы понимаем, что это совершенно неслучайно, а ради того, чтобы поделиться с нами особым образом глубиной им пережитого и познанного только одной гранью глубинной познавательной человеческой способности, именуемой верой.

Вера не требует обязательного опытного, эмпирического восприятия, она может воспринимать знания иным путем — путем искреннего доверия к авторитету Того, на Ком предпочтительный и сознательный выбор каждого из нас останавливается как на идеале для своего подражания, на Господе нашем Иисусе Христе. И опытом своего личностного восприятия и взаимодействия с внешним миром, в котором потаенное сокрыто, но проявляет себя, только не каждый может это откровение привлечь, принять, вместить и удержать, поразившись красотой этого откровения, его радостоносным светом, побеждающим ограниченность и тленность, несущим с собой полноту присноблагобытия, и делится с нами Михаил Васильевич.

Предшествующую, особую ночь он провел в том храме, который вместе со своим предшественником, блаженной памяти Эдуардом Михайловичем Соколовым, со всем дружным коллективом Тульского университета и со многими представителями нашего духовенства, приложил немало усилий к тому, чтобы в университете вслед за открытием гуманитарного факультета и на нем кафедры теологии появилась специальная лаборатория, где можно было бы на практике погрузиться в глубину того теоретического знания, тех законов, которыми всё управляется и всё выстраивается в опыте человеческого личного индивидуального восприятия. И тогда появился храм в честь святого Архистратига Божия Михаила, небесного покровителя и Эдуарда Михайловича, и Михаила Васильевича.

А сегодня мы приведены под своды дома Пресвятой Госпожи и Владычицы нашей Богородицы, в средоточие богочеловечности на земле, для того, чтобы услышать особый церковный язык, который кажется вполне земным и человеческим, но открывающий не горизонтальные, а вертикальные смыслы, сверхприродные и надмирные, безначальные и бесконечные.

Этот церковный язык из опыта духовной жизни предшествующих поколений человеческого рода предлагает нашему вниманию известную истину, выраженную еще за девять столетий до начала новой христианской эры мудрейшим человеком, царем Израильским Соломоном: «Всему своё время, и время всякой вещи под небом (Еккл 3:1) — время встречаться с белым светом, и время расставаться с ним. И главное призвание человека в дальнейшем осуществления дара жизни, в восприятии многообразия даров познавательной своей способностью, при восхождении по ее ступеням, заключается в личностном опыте взаимодействия, по своему предпочтительному сознательному выбору, в поиске того, на ком остановиться как на идеале для подражания своей жизнедеятельности — обратиться к Самому Дародателю. Если человек почувствует, что можно с Ним войти в общение по закону межличностного взаимодействия — с кем поведешься, от того и наберешься — то тогда, по слову израильского царя и псалмопевца Давида: «С преподобным преподобен будешь, неповинным неповинен будешь, с избранным избран будешь, со строптивым — развратишься» (Пс. 17:26), с бесом — осатанеешь, а с Богом — обожишься, ему станет доступен опыт жизни христианского сердца.

Именно подобный опыт жизни христианского сердца Михаила Васильевича, открывший ему искреннюю, чистую влюбленность в сокровенность этой Божественной силы и мудрости в рамках и в обличии времени, в жизни Церкви, которая так его влекла. Он считал для себя за великое счастье и благо во всякое возможное и удобное время оказаться под сводами храма, молиться в алтаре, внимательно наблюдать за молитвой отца Льва, советоваться с ним, разделять общее стремление к тому, как дать возможность людям, не обижая их достоинства, понять эту красоту.

И даже ныне, при переходе от того, что здесь только гадательно и во времени только по воспринятию пророческого дара открывается как полнота истины, он передает это нам, как добрым друзьям, как передал это студенческому братству, построив храм в честь Архистратига Божия Михаила. Он делится с нами искренне тем, что может до нас донести, когда мы несемся по жизни, как гоголевская тройка, которая никак не может притормозить хотя бы на мгновение, чтобы нам не потерять в стремительности этой самого главного — единого на потребу. Теперь тем, что было доступно ему только отчасти, а с последним земным вздохом открылось уже как совершенная полнота, он делится с нами и просит словами святого апостола Павла, того, кого когда-то читал, вслушивался в его слова и пытался осуществить их в своей жизни, а ныне приносит это свидетельство нам, когда говорит следующее: «знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор 5:1). Этот дом есть не что-то специально Богом обустроенное, а Один из Трех Безначальных Божественных Личностей, Единородный Божий Сын, Который отображает собой как равнообразная печать все то, чем полон в Своей жизни Отец, потому что Сын есть образ Ипостаси Отчей — этот мирородный ум, в Отце пребывающий, в Сыне отображен как печать с Него.

Сегодня мы, пребывая в диалоге с Михаилом Васильевичем, принимая его откровение, боговдохновенными словами того же пророка и псалмопевца Давида говорим в путь его нетленной христианской душе: «Блажен путь воньже идеши днесь, душе, яко уготовася тебе место упокоения». Это место покоя уготовано не в том смысле, как мы его понимаем в земных категориях, а в том, что сокрыто оно внутри, в тех Божественных замыслах, о которых тот же царь, пророк и псалмопевец Давид, по откровению от Духа Святого, молится Господу: «буди ми в Бога защитителя и в дом прибежища, еже спасти мя» (Пс. 30:3). К этому месту идем мы все, идем, как пишет апостол Павел, в период постепенного восхождения в жизни, оправдывая одно другим и вырастая в меру друга Божия (Ин. 15:15), — в единомыслие, единонравие, единочувствие, единодушие и единодействие со Своим Творцом, во Святой Троице славимом и поклоняемом.

Сейчас мы сотворим нашу искреннюю, признательную молитву о новопреставленном рабе Божием Михаиле в знак уважительной дружбы и признательности, о том, чтобы Господь принял его душу в селениях праведных, облачил ее в одежды радости и веселия, наполнил  полнотой бессмертия, ввел в селения праведные, где нет ни болезней, ни печали, ни воздыхания, а где ждут его родные и близкие, которых мы сейчас не можем видеть, в отличие от него, которые радуются вхождению его в вечный ансамбль ликования в Боге, где непрестанно льется хвалебная песнь, преображающая даже сегодняшнее наше земное надгробное рыдание в «Алиллуя!».

Гряди с миром, возлюбленный о Христе брат, и да будет тебе упованием Отец, прибежищем Сын, а покровом Дух Святой, и когда будешь в раю, то помяни и нас!»

Чин отпевания совершил протоиерей Лев Махно, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы, основатель и первый ректор кафедры теологии ТулГУ, в сослужении духовенства благочиния.

Марина Полянская, фото Александра Морозова