В день престольного праздника митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в соименном храме в сослужении местного духовенства.
На сугубой ектении вознесены молитвы о мире на Украине, Казахстане и странах Ближнего Востока, о сохранении единства святого Православия, а также прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.
По окончании богослужения совершено славление Божией Матери и святителю Алексию, перед ковчегом с частицей его святых и многоцелебных мощей.
По отпусте владыка обратился к предстоящим с архипастырским назиданием: «В сей нареченный и благословенный день престольного праздника сего святого храма со всею Святой Русью и мы на богоспасаемой тульской земле, в сем дому святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея России чудотворца, усердно притекаем к державному покрову и заступничеству Пресвятой Госпожи, Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Благой Вратарницы, отверзающей предстательством и ходатайством своим у Престола Небесной благодати для таковых двери Царства Небесного и дающей познать его не как реальность внешнюю и непонятную, а внутри нас пребывающую, созидаемую нашим усилием и наполняющую нас радостью.
Притекаем мы к Заступнице ради Того, Кто этот дар Божественной благодати, подобно тому, как мы слышим сегодня за Божественной литургией евангельское повествование о беседе Подвигоположника Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Божьего Сына, благоволившего по благости Отца Небесного содействием Святого Духа и Своим Самодействием, испросивши у Благословенной Девы Марии возможность, не переставая быть Богом, стать еще и человеком, чтобы Своей человеческой жизнью показать всем людям, что значит быть человеком в полную меру нормы того Божественного явления и предназначения, ради которого в многообразии богозданного миробытия и является такой феномен, как человек.
Беседуя на, так называемой, Горе Блаженств, расположенной на территории Галилеи, Спаситель дал людям Заповеди Блаженства и заключил их такими словами: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).
Есть та цель, которая, как соль, осоляет собой различные виды пищи, предохраняя её от быстрого разложения и сообщает ей способность, сохраняясь во времени, питать нас и получать токи жизни внутрь себя: привлекаемая извне энергия преобразовывается в биохимическом процессе так, что становится жизненной биологической энергией для каждого из нас. Так и святитель Алексий, в свое время, будучи христианином, эти заповеди услышал, но услышал по-особому, не так, как мы — слышим и читаем, но мало что остается в нас, как фундамент, на котором мы хотели бы затем строить порядок наших мыслей и желаний, которым могли бы поверять и определять цель и на завтрашний день, и на сегодняшний, и на ближайшую секунду и на самое главное — конечную, отдельную цель, ради которой мы были зачаты, родились и строим своим планы из минуты в минуту, изо дня в день, из года в год и завершаем это планостроение (неразборчиво – уточнить!), не ведая ни дня, ни часа, когда душа наша свою храмину, или как апостол Павел называет тело, хижину, оставит, и она, не имея больше возможность привлекать к себе через действие души осоленность многообразия мира, превращает ее в невидимые молекулы и атомы. Если только ради этого, в этом удивительном вращении биогеоценоза, и живет человек, то для него, не являющегося ни растением, ни просто биологическим существом того или иного животного вида, а существом разумным, волевым, нравственно свободным и стремящегося, только кажущимся образом, уклониться от зла и приобрести благо, все в жизни поворачивается в обратную сторону. Потому что никто из нас не пропускает через себя свет подлинного луча радостноносного обретения образа жизнедеятельности в понимании предельной, конечной цели — я родился, зачат и живу для того, чтобы «быть совершенным, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). А святитель Алексий это сумел сначала и умом принять, потом сердцем полюбить и затем в этом сочетании — погружение ума в сердце, а сердца в восхождении умом к Самому Дародателю — всю свою жизнь выстраивал именно так: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6:33), то есть ищите общения с Отцом, Сыном и Святым Духом и правды этого общения, и тогда правильное понимание того, что и как брать от этого мира, приложится вам, и вы будете обладать им радостно, с упованием на милость Божию, с доверием к Божественному Промыслу, к Деснице Божией больше, чем к собственным силам, а не так захватнически, как это мы осуществляем. Поэтому и самое тело свое святитель содержал не как фабрику для переработки добра, которое, кажется, не исчерпать — ни воздуха, ни водных запасов, ни земных ресурсов — сколько не греби, а как единонравие, единодушие, единомыслие и единодействие с Богом, Который, став одним из нас и показав в Себе норму человечества, даровал нам в Себе Донора этой самой нормы.
Об этом же говорит в апостол Павел в Послании к своим соплеменникам: «Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа» (Евр. 20-21). Отец Небесный даровал нам Первенца рода в этом донорстве для того, чтобы мы могли доброхотно соединиться с Ним не просто нравственно, а прежде всего — биологически, органически, приобщаясь Его Тела и Крови, а уже через это устремляясь к тому, чтобы актуализировать все движения свои и духовных, и душевных, и физические в сходстве с Ним, творя, по слову апостола Павла, благоугодное в себе Иисусом Христом, как это происходит по закону донорства. И наша жизнь во Христе именно в этом и заключается — в прилежном упражнении себя в вохристовлении! Только тогда и даётся ощущение понимания того, что эта самая храмина не только должна служить тому, чтобы чувственные удовольствия нам доставлять, а затем разложиться на молекулы и атомы, но для иного — что воскреснем во оный день и просияем, если обретем здесь, в земной жизни, опыт христоподобия единонравия, единодушия, единомыслия и единодействия с Троицей Животворящей, как вторые солнца. И даже эта хижина, которая на глазах должна развалиться, останется целокупной, нетленной, а еще станет и источником радости, чудес и Божественной благодати. Вот так мы видим на примере мощей святителя и чудотворца Алексия: что такое подлинное христианское человеческое, а что такое наше с вами, так называемое, христианское и, так называемое, человеческое».
В завершении обращения архипастырь поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин, а именинников — с днем тезоименитства, призвав на всех предстоящих щедрое Божие благословение.
Марина Полянская, фото Александра Морозова