Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил всенощное бдение с чином Воздвижения Креста Господня в Успенском кафедральном соборе города Тулы в сослужении соборного духовенства.
По отпусте владыка приветствовал участников общей молитвы словом мира и любви о Христе. Далее архипастырь, обратившись к Священному Писанию и Преданию, рассказал историю именуемого в тропаре праздника треблаженным Крестного древа, на котором распялся Господь и Спаситель наш Иисус Христос.
Как напомнил владыка, история Крестного древа восходит ко времени праотца Авраама и явления ему в долине Мамре Святой Троицы в образе трех Ангелов, каждый из которых имел свой посох. Согласно преданию, Ангелы отправились в Содом, а посохи оставили гостеприимному хозяину. Дальнейшие события связаны с племянником Авраама, праведным Лотом. Как известно из Ветхого Завета, после разрушения Содома и Гоморы Лот с дочерьми укрылись в пещере. Перепуганные страшными картинами разрушения, дочери решили, что все человечество погибло, и они обречены на жизнь без мужей и детей. Ради продолжения рода и жизни на земле они напоили своего отца допьяна и возлегли с ним. От этого кровосмесительного греха родились дети, а от них произошли многочисленные народы. Когда же Лот узнал о поступке своих дочерей, он был в отчаянии. Дабы помочь раскаявшемуся Лоту вымолить у Господа прощение за содеянное, Патриарх Авраам передал ему три посоха и повелел посадить в засохшую землю и поливать до тех пор, пока они не пустят корни и не прорастут. Долгое время Лот исполнял свое покаянное послушание: носил воду из Иордана и поливал эти посохи. И вот три посоха ожили, прозябли тремя вечнозелеными деревьями: кипарисом, кедром и певгом, или ливанской сосной. Постепенно они срослись в один ствол с тремя пышными кронами. Однако, несмотря на красоту дерева, народ помнил, что оно проклято, ибо обличает грех человеческий.
Наступило время царя Соломона, который решил исполнить то, что отец его, Давид, просил у Бога: построить храм в честь имени Господа в Иерусалиме. И когда начали возводить «святая святых», то решили это мощное дерево спилить и использовать для перемычки. Но как ни пытались его уложить, оно не встраивалось по размерам, которые были тщательно выверены, в архитектурные решения. Поняв, что древо действительно не угодно Богу, его просто выбросили. А вскоре рядом с этим местом была образована Овчая купель. Несколько веков пролежало древо на дне водоема…
Когда же пришло время распятия Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, воду из купели спустили, так древо вновь было обнаружено. Фарисеи приняли решение, чтобы избежать затрат, из него и сделать Крест, который возложили на Иисуса из Назарета Галилейского как на Царя Иудейского.
«Сам Господь во исполнение Своего Предвечного Совета — сотворим человека по Нашему образу и подобию (Быт. 1:26) — уже тогда предуведовал как Он будет искупать человеческие грехи Своим послушанием, неповинной смертью за всех нас на этом самом древе, — подчеркнул митрополит Алексий. — И удивительно оно не тем, что в нем воедино соединены три разных породы хвойных деревьев, произрастающих на Ближнем Востоке. Но тем, что Сам Творец и Вседержитель, явившись в образе трех Ангелов, держал его и оставил другу своему и праведнику, Патриарху Аврааму, а с наступлением времени показал, насколько Его любовь, жертвенная и самозабвенная, велика и превосходит благостью всякие наши прегрешения, Лишь бы только мы огорчившись грехами своими, искренне покаялись и пробудились к тому, чтобы зная, что суждены и нам благие порывы, которые совершить собственными силами, без Господа, нам не дано, взывали бы к Нему: «Господи, иже веси судьбами, спаси грешных и недостойных раб Твоих!»
Марина Полянская, фото Александра Морозова