Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в храме святого великомученика Димитрия Солунского города Тулы в сослужении благочинного Восточного городского округа протоиерея Павла Савельева и настоятеля протоиерея Максима Троеглазова.

На сугубой ектении вознесены молитвы о мире на Украине, Казахстане и странах Ближнего Востока, о сохранении единства Святого Православия, а также прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

По окончании богослужения владыка приветствовал участников общей молитвы словом мира и любви о Христе сказав: «Милостью Божией еще раз в опыте нашей земной христианской жизни мы совершили поприще Святой Четыредесятницы усердным и прилежным трудом воздержания от всякой богопротивной противоестественности: в мыслях, в желаниях, в словах и поступках. Молитвой — не только как произнесением священных слов, некогда вырвавшихся из открытых сердец боголюбивых человеков, нами же только произносимых вслед за ними, но как усердным и полезным понуждением себя в ответственном хождении перед Богом в чистой совести, таком, чтобы она не укоряла нас, но свидетельствовала об  исполнении нами святых Христовых заповедей. 

Перед Лицем Божиим мы смогли очистить свои чувства телесные и чувства разумные, чтобы привлечь, принять, вместить и удержать жизненосные, радостнотворные смыслы, по которым в этом мире всё живет, движется и существует (Деян. 17, 28) к той от века предопределенной Богом цели для всего Им созданного миробытия, цели с тем, чтобы в конечном итоге Богу быть всем и во всём, (1 Кор. 15 ,28) и чтобы, приняв эти смыслы, мы ответной доброхотной любовью пришли бы каждый желанным своим ответным откликом в меру полного возраста Христова (Еф. 4, 13) в состояние друга Божия, как это было в жизни блаженного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского.

За богослужением сегодня мы слышали слова Христа Подвигоположника: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11: 25). Почему всякий умерший в непосредственном биологическом проявлении смерти оживет, как говорит Спаситель? Да потому, что, как и Лазарь, он был другом Христовым, а значит, был единомысленным, единонравным, единочувственным, единодушным и единодейственным со Христом. И достигнуть этого возможно лишь по одному закону межличностного взаимодействия и общения, как это было в опыте Лазаря и Иисуса Христа, в их искренней дружбе, ибо «с кем поведешься, от того и наберешься».

Мы же, как христиане, уже после Христова Воскресения и Вознесения Его одесную Бога и Отца, имеющие от Него дар Его донорства богочеловечества–Евхаристию Божественную, которая дает нам возможность на биологическом уровне переживать свою сотелесность и единокровность со Спасителем и Подвигоположником, и в этом восприятии получать импульс к тому, чтобы жаждать в этой земной жизни только одного: не попускай, Господи, воли моей совершаться! Ибо Лазарь набирался от Иисуса, в общении и дружбе с Ним, уникальности Христова человеческого проявления в общении и с людьми, и с Богом, в котором Он показывал: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:37) — в этом и есть жизнь и залог Воскресения.

И мы, прошедшие сорок дней именно упражнялись, усердно и ответственно, судом своей совести испытывая себя, в том, сколько же в каждом из нас доброхотного ответного желания в опыте жизни, в общении с окружающими, в жизни Церкви быть единомыленным, единонравным, единодушным, единочувственным и единодейственным со Христом с тем, чтобы при воспоминании евангельских событий, нам предстоящих, лицом к лицу со своей совестью, в ее глубине, войти в то, что священнодействуя наше Спасение, по благоволению Бога и Отца при Содействии Святого Духа, Своим Богочеловеческим самодействием, Христос Господь будет показывать нам в течение всей Страстной седмицы ради того, чтобы мы утвердились и укрепились уже не просто в приближении к способности привлечь принять, вместить и удержать радостноносные Божественные смыслы, а укрепились этому в навыке. Дабы, когда придет праздник Пасхи Господней, мы, почувствовав, что нет нужды в воздержании, не распоясались и не забыли бы о единмыслии, единочувствии, единодушии, единонравии и единодействии со Христом.

В эти предваряющие священные и страшные по лукавству нашему, но спасительные по дару жертвенной и жизненосной Божественной любви, дни Страстной седмицы, нам необходимо в совести своей серьезно все продумать и проанализировать, чтобы не оказаться потом, подобно пушкинской старухе, у разбитого корыта.

Причастников в этот светлый и праздничный день поздравляю с принятием Святых Христовых Таин, именинников — с днем тезоименитства, желаю всем молитвами святых жен-мироносиц, сестёр Марфы и Марии и брата их, друга Господня, Лазаря Четверодневного, епископа Китийского, христианского благоразуми  и навыка твердого в единомыслии, единочувствии, единодушии, единонравии и единодействии со Христом!»

Марина Полянская, фото Александра Морозова