Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил великую вечерню во Всехсвятском кафедральном соборе города Тулы в сослужении епископа Веневского Феодорита, викария Тульской епархии, и духовенства Тульской епархии.

По отпусте вечерни секретарь Тульской епархии протоиерей Павел Савельев огласил Рождественское послание митрополита Тульского и Ефремовского Алексия духовенству и боголюбивой пастве.

От лица епархиального духовенства и мирян главу Тульской митрополии приветствовал епископ Феодорит: «Дорогой Владыка Алексий, позвольте поздравить вас со светлым и спасительным праздником Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

Две тысячи лет тому назад произошла великая тайна, которая не может сравниться ни с какой иной в течение в сей истории человеческого рода, — Бог Слово стал человеком.

На протяжении двух тысяч лет лучшие проповедники человечества из года в год стараются восхвалять это великое таинство.

В этом году мы слышали богоглаголивое и мудрое архипастырское наставление Святейшего Патриарха Кирилла, слышали ваше, дорогой Владыка, послание, да и каждый из присутствующих здесь священников по долгу своему обращается к своей пастве с восхвалением этого праздника. Однако все проповедники в какой-то момент понимают, что никаких человеческих сил, никакого человеческого ума не хватит, чтобы по достоинству восхвалить это великое таинство и проникнуть в него. Ведь это невозможно не только уму человеческому, но даже и ангельскому.

Но что же делать человеку? Надо подражать ангелам, которые, быв свидетелями этого таинства и не могущими проникнуть в него, восхваляют его, видя благость и выше естественную красоту Божества, воспевая ею гимном: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!»

Радость — это то свойство, которым хочется поделиться с другими. И вот когда, дорогой Владыка, наше сердце наполняется радостью о Родившемся Христе, мы хотим поделиться ею со своим архипастырем. Ведь большое символическое значение имеет и то, что первыми Христу поклонились пастыри. Ныне собрались все ваши сопастыри, чтобы поздравить вас и разделить с вами эту большую радость. Все мы знаем, что ежедневно в своей личной молитве, а наипаче во время вашего частого служения Божественной литургии, вы, подобно тем древним пастырям, преклоняетесь пред яслями, где лежит Христос под видом хлеба и вина. И все мы просим ваших молитв за нас в эти священные минуты.

Дорогой Владыка, примите наши сердечные поздравления с Рождеством Христовым с пожеланиями крепкого здоровья и Божьего благопоспешения в ваших нелегких архипастырских трудах!»

Отец протодьякон возгласил многолетие.

После чего архипастырь обратился к предстоящим со словом мира и любви о Рождшемся Богомладенце Христе Иисусе: «Этот светозарный, блаженный и радостноносный вечер собрал нас светом Христовой истины у престола благодати Божией на земле, чтобы после тех искренних трудов по очищению своих мыслей, желаний, эмоций, чувствований, слов и поступков в достижении максимального сходства в образе и характере единомыслия, единочувствия, единонравия, единодушия и единодействия со Христом Господом как нашим Подвигоположником после тех отрадных и утешительных духовных внутренних переживаний и общей радости от общения в сотелесности и единокровности Ему, в приобщении Его Пречистых Таин в самую блаженную Рождественскую ночь и в последующие дни, каждый на месте своего служения как ангел, предстоящий своему престолу благодати на земле, а теперь — мы все вместе, движимые искренней сыновьей ответной, благодарной, человеческой и христианской любовью, пришли под своды нашего древнего, намоленного, испытанного во многих духовных и исторических потрясениях 20-го века кафедральный храм Всех святых, от века Богу благоугодивших, чтобы в их невидимом для наших телесных очей, но весьма ощущаемом нашими духовными взорами благодатном и светозарном присутствии соединить свое общее вдохновение, свое общее усердие к возблагодарению и прославлню Бога, во Святой Троице славимого и поклоняемого, за дар великой любви, самозабвенной и жертвенной, Бога Отца для нашего спасения.

И мы, восприняв в недрах жизни Святой Соборной Христовой Апостольской Церкви откровение этого Божественного дара, каждый по-своему, в меру своего опыта познания той неизреченной глубины, открывающейся нашей ограниченности, нашей природной ничтожности в этом великом даре Божией веры, несомненной Божией надежды и такой самозабвенной жертвенной любви, обращенной к каждому из нас, который выявляется в Божественном снисхождении в Едином от Святой Троицы к немощности человеческого естества, чтобы возвысить его до высоты абсолютного богоподобия, не можем не радоваться, не можем не ликовать в сердцах своих. Каждый, правда, откликается в свою меру и в свою степень, в зависимости оттого, как откликается глубиной своего сердца: уголочек ли маленький или щелочку в реальной повседневной жизни предоставляет для пространства этой истины внутри самого себя, видит ли ее во всей красоте ее мощи, святыни, благородства и могущества, как некое средство, подаренное нам Богом в окружающем мире, и готовый потреблять этот дар, как и всё остальное, или же совсем иначе — весь свой слух, все свое существо, прикладывая к тому, чтобы услышать это призвание: «Сыне, дщерь, дай Мне сердце твое» (Притч. 23:26).

И только когда наш разумный предпочтительней выбор в поиске своего идеала, на котором нужно остановиться и которому нужно отдать свое сердце, поймет, что оно хотя и принадлежит мне полновластно по дару Божественной жертвенной любви, но живет, движется и существует не мною и не из самого меня, а благостию, силою, нежностью, мудростью Божией, тогда и произнесет Ему: «Твоя от Твоих!» с трепетом и благоговением. И бояться следует только одного — чтобы какая бы либо частичка Его не оказалась бы, в ту или иную степень, не принадлежащей Ему, чтобы какая-нибудь иная сотворенная реальность в многообразии мира не смогла собою застить Самого Небесного Щедродателя!

Это очень важно нам понять сегодня, в настоящий исторический момент бытия Вселенского Православия, нашей родной духовной Матери—Русской Православной Церкви, нашей Поместной христианской общине, шествующей от земли к небеси в границах богоспасаемой Тульской митрополии, чтобы мы сегодня веселись и радовались не просто умовой памятью, как говорил святитель Феофан Затворник, приступая к обновления исторического Евангельского свидетельства о событии Христова Рождества, а так, чтобы в этот самом сердце, в том средоточии жизни каждого из нас, из которого выходят мысли, желания, эмоции, чувствования, целеполагания и подбор средств для их осуществления, сам характер действия и его выражение в словах и поступках, чтобы это сердце принадлежало только Богу, во Святой Троице славимому и поклоняемому.

В это непростое время мы проходим той же жизненной христианской тропой, которая была проложена еще первоверховным апостолом и духоносным проповедником Андреем Первозванным, Божиим смотрением принесшего и посеявшего первые семена Божией истины на канонических приделах исторической Руси, великим святым равноапостольным князем Владимиром. Той самой тропинкой жертвенной и самозабвенной любви, которую так достойно вытоптали своими страданиями и своим исповедничеством наши старшие бабушки, дедушки, новомученики и исповедники Церкви нашей, которой сегодня даже наши дети, принося на алтарь Отечества самое дорогое, что у них есть, в исполнении своего христианского и гражданского долга, ради того, чтобы благость и милость Божии доброхотным нашим разумным человеческим выбором избранная, как самая важная жизненная драгоценность, принятая, как невыразимая жажда деятельности, внутренним человеком, давала бы возможность совершать то, что сегодня совершается нашим общим народным подвигом, и особенно — героями — юношами, девушками и нашими-собратьями священниками — даже до сложения живота своего. И на каждого из нас это по-особому накладывает ответственность христианской сопряженности, жертвенной заботы о наших воинах — за что спасибо всему нашему христианскому народу — поддержке их прежде всего искренней, сердечной и глубокой молитвой, в которая выражается наша любовь! Не говоря уже о том, чтобы собрать все, что можно, и в первую очередь достойно вооружить наших воинов, а ля этого надо самозабвенно и добросовестно каждому в исполнении своего долга на своем предприятии, вне зависимости оттого, кто где трудится и служит.

Нам как христианам, чтобы не оказаться солью обуявшей (Мф. 5:13) каждому по-своему, в меру своего возраста и своего призвания, но внимательно следует следить именно за этим — чтобы сердце наше не уклонялось в эти застящие Единого на потребу Щедродателя, привлекательные различные тени, которые от Него падают, а нам кажутся интересующей нас глубиной присутствия многообразия жизненных фор в богозданном мире.

Поэтому ликуем, торжествуем, благодарим, но и трепещем, потому что дар, который мы получили такой высоты, такого достоинства, что мера, которой мы можем его привлечь, принять, вместить и удержать радостноносно для себя и для всех, — это мера христоподобия: «ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:37). Будем думать над этим, будем просить у Бога милости и благости быть верными в этом своем призвании и будем уповать на то, что ради такого искреннего, христианского, трепетного и благоговейного отношения, молитв ради Пречистой Божией Матери, святых, в земле нашей Тульской просиявших и всех святых, Господь дарует нам победу: и в земном ее выражении, и в самом главном — духовном, когда и мы сможем не языком, а самой жизнью своею свидетельствовать вместе с имеющим ум Христов первоверховным апостолом Павлом: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20)

Паки всех вас пастырски и братски обнимаю своим сердцем!

Всем желаю щедрого Божьего благословения на новое лето Господней любви и благости!

Милость Божия да пребывает со всеми нами!»

Марина Полянская, фото Александра Морозова