Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери на соименном кладбище в сослужении духовенства Центрального городского округа Тулы.

На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.

По окончании богослужения совершена панихида по приснопамятным строителям святого храма Анне и Роману Сокол.

Затем владыка поприветствовал собравшихся: «Милостью Божией в земном исчислении завершает свое течение еще один год Его святой и благой милости и благости по отношению к богозданному мирозданию и человеческому роду. И вот уже семнадцатый раз в жизни нашей мы встречаем этот день, завершающий определенный этап нашей жизни, как и всей истории на этом, для нас дорогом и святом месте, будучи влекомые сюда искренней благодарной, немеркнущей и пламенеющей в наших сердцах взаимной любовью, которая есть суть всего не только богосотворенного многообразия, а и самой жизни Бога, во Святой Троице славимого и поклоняемого, и которая дает возможность в восприятии, расширении, умножении и углублении ее в нашем единомыслии, единонравии, единодушии, единодействии с Богом, Который есть любовь, проникать в те Божественные замыслы, ради которых мы и получаем дар своего существования и в нем — способность двигаться не просто по прямой, а и вверх именно в возрастании приобретения доброхотного этого самого чувства любви, благодарной нежности, признательности и неразрывной взаимосвязи друг с другом.

И в этом отношении опыт этих семнадцати лет для нас удивителен, — продолжил архипастырь. — Анна и Роман открывают такие глубины Божиих смыслов, которые иначе, трудно сказать, когда-нибудь вообще можно было понять и приблизиться к ним. А вот с их помощью мы приобрели этот навык семнадцатилетний — с благодарностью Богу завершать этот день не по скорому, как это было до того: в последние часы уходящего года прийти в храм, отслушать благодарственный молебен и скорее броситься опять туда же — в то, что было в том году, который поскорее ушел бы, и пришел новый… Но сути в этом никакой… Так что же мы за эти годы получили, благодаря им? Мы ведь не просто приходим сюда для того, чтобы попечаловаться, увидеться, как-то обнять друг друга, а мы через них приходим ко Христу, мы приходим к Божественной Евхаристии, мы приобщаемся того дара, в котором миры – созданный и несозданный неслитно, но и неразлучно – соединяются неизменно и нераздельно так, что состояния и свойства одного становятся собственными для другого, и это во Христе как донорство богочеловечества дается нам в подлинное значение осмысления времени и пространства, если мы начинаем понимать и ценить это, не проходить мимо этого, а приобщаться как к самому драгоценному, что в нашей жизни есть, то тогда открываются пред нами еще большие глубины Божьих замыслов и того, что уготовал Бог для любящих Его (1 Кор. 2:9).

Когда мы в прошлый раз в ноябре так же молитвенно собирались, предстояли престолу Божией благодати и потом у этих дорогих нашему сердцу могил, у этих живых, ибо у Бога нет мертвых (Лк. 20:38), и по-особому живых в нашей жизни людей, то уже отъезжая и еще раз обратив свой взор на их могилы, такое в душе своей прочел: «Владыка, в следующий раз, когда здесь будете, возьмите с собой оду Гавриила Романовича Державина «Бог» и прочитайте ее вслух всем. И когда я еще раз открыл ее и прочитал, то как-то по-особому прочувствовал, что это поэтическое произведение не есть только движение одного человеческого духа, оно, действительно, синергийный плод того, что мы здесь, в этих ограниченных условиях времени и пространства, понять еще не можем — только отчасти и гадательно, словно через тусклое стекло, как говорит апостол Павел, а они, предварившие нас в познании глубины истины, делятся с нами этим и находят те доступные для нашего понимания и восприятия реальные вещи, через которые хотят, чтобы и мы приобщились к тому, что они теперь знают, как живую непосредственную истину.

В последних строфах этого привета из вечности наших родных и близких, написанном в XIX столетии Гавриилом Романовичем Державиным о Боге и о человеке, а значит о наших с вами с Ним отношениях, заключено самое главное для нас с вами:

Твое созданье я, Создатель!

Твоей премудрости я тварь,

Источник жизни, благ податель,

Душа души моей и царь!

Понять это, почувствовать, полюбить и жить тем, что Бог — это не Нечто недосягаемое, Он душа нашей души, и через это обрести ощущение себя как эхо Его голоса, чтобы оно выросло в опытное осознание Его пребывания в каждом из нас, и мы Им живем и движимся и существуем (Деян. 17,28), но как, в каком отношении: «Душа души моей и царь!» — нет ничего более важного и драгоценного, чем Он. А в Нем, оказывается, и все люди, каждый по-своему, в своей уникальности, не стираясь, но в подлинной красоте взаимного уважения и восхищения инаковостью другого вдруг ощущается каждым из нас таким дорогим, таким близким, таким понятным, таким желанным, что ничто не может нас разлучить от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем.

То, что я должен был сделать сегодня, и я это сделал. И мне хотелось, чтобы вы поняли, что это не от меня, а Аннушкин подарок нам в ее день рождения».

Марина Полянская, фото Александра Морозова