Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил всенощное бдение в соименном храме Восточного благочиния города Тулы в сослужении местного духовенства.
По окончании богослужения владыка приветствовал и напутствовал предстоящих архипастырским словом: «В благословенное навечерие всеотрадного престольного для сего святого храма торжества и великого радостоносного откровения для всей полноты Святой Соборной Апостольской Христовой Церкви Покрова Пресвятой Госпожи и Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, приветствую всех вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры!
Божия Матерь соблаговолила явить Свою милость во время покаянной молитвы жителей Константинополя за всенощным бдением, что и лицезрели два Христа ради юродивых, Андрей и его ученик Епифаний, жившие в то время, в Х веке, в том граде. Они увидели, как разверзлись небеса над кровлей храма, и в сиянии Небесной славы шла, в лучезарном сиянии, Царица Неба и земли, поддерживаемая святым Пророком, Предтечей и крестителем Господним Иоанном и апостолом любви Иоанном Богословом, в сопровождении всего сонма Честных Небесных Сил бесплотных. Видели, как пройдя с запада на восток вокруг алтаря, Пречистая Богоматерь остановилась на солеи и пред образом Сына Своего возносила молитву за этот народ, за его покаяние.
После того как Божия Матерь коленнопреклоненно совершила Свою молитву, Она встала, обернулась спиной к востоку, а лицом — к западу, ко всему этому народу, сняла с Себя головной покров, коим покрывала Свои власы, взяла его в руки, и он засиял, как северное сияние, и распростёрла его над молящимися! В тот же миг исполнилось пространство храма особого благоухания!
В сокрушении сердечном нам кажется, что произнесенное устами: «сами себя, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим», каким-то образом воспринимается не только внешним слухом нашим, но и сердцем… При этом и еще и свечи ставим… Однако делаем это совсем не ради того, чтобы испросить всеблагой благодати Божией, а ради того, чтобы Господь Своим могуществом нашу волю исполнил. Когда формально крещеные люди, считающие себя за православных христиан, не идут подобным путем, а живут внутренним ощущением, выраженным словесно в молитве к Божией Матери, которую мы каждый вечер произносим перед сном: «Не попущай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего, да мя спасет, и вразумит, и подаст благодать Святаго Духа», когда такое покаянное чувство и стремление приходят в нашу жизнь, и ради них мы приходим в церковные собрания и со слезами ставим свечи — чтобы как они сгорают перед нашим взором, так и мы сгорали бы в этом покаянии для себялюбия и самости своей — предоставляя все в руки Божьего Промысла, тогда и Матерь Божия таким понятным для человеческого восприятия образом – деятельно и действенно – присутствует в этом христианском собрании.
Откровение присутствия Божией Матери в нашей жизни началось с самого Её кроткого девического глагола: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38), которым она ответила на благовестие Архангела Гавриила, благодаря которому Сын Божий, не переставая быть Тем, Кем Он есть, стал и Сыном Человеческим и Дверью (Ин. 9:10), приводящей нас к Отцу Небесному в осенение благодати Святого Утешителя Духа истины.
Пресвятая Богородица — та посредница, та лестница, по которой Бог шел к нам, в нашу жизнь человеческую, как наш брат, и через Себя Он дает возможность нам по этой же самой лестнице восходить от земли к Небесному! И когда мы это знаем, тогда мы в сокрушении бренности человеческого естества обретаем опыт жизни в Церкви, через всех святых, свет Божественной любви. И дай-то Бог и нам разумения — верить и надеяться на то, что не внешними обрядовыми исполнениями мы способны достигнуть, как преподобный Сергий Радонежский или преподобный Серафим Саровский, богоподобия и богоприемности, проявления любви и благоволения Божией Матери, а лишь сокрушением сердечным и искренним покаянием станем достойны того, чтобы привлечь, принять, вместить и удержать Божию благодать и Материнское заступничество!»
Марина Полянская, фото Александра Морозова