Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию и великую вечерню в Николо-Зарецком храме города Тулы в сослужении духовенства Северного городского округа.
На сугубой ектении вознесены молитвы о мире на Украине и Ближнем Востоке, о сохранении единства святого Православия и молитвы на начало нового года.
По окончании богослужения совершено славление празднику Рождества Христова.
Затем владыка приветствовал участников общей молитвы: «Словом мира и любви о Родшемся Христе Богомладенце вседушевно приветствую всех вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры, жители тульского Заречья и прихожане сего храма в честь этого славного мироспасительного события, который празднует день своего престольного торжества!
Имеющая ум Христов, Святая наша духовная Матерь, Вселенская Соборная Апостольская Христова Церковь, обращает сегодня к нам свой материнский чадолюбивый и радостоносный призыв: «Приидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе» (1 Стих, на веч.). Ибо осуществился во исполнение Предвечного Божиего Совета, в котором было определено прежде создания мира, во исполнение всегда неизменного содержимого в мирородном Божием уме Отца и Сына и Святого Духа замысел об отображении вовне божественной сущности, иноприродной по отношению к божественному естеству, но все-таки отображающей собой неизреченную глубину плодотворности божественной воли.
И мы ныне призваны сию настоящую тайну божественной любви, живой и действенной в каждом из нас, прочувствовать, понять и не думать более, что невидимый Бог — где-то очень далеко, но что Он внутри каждого из нас, в том, что дает нам возможность не спутать себя ни с чем и ни с кем, а осознать и увидеть себя в своей инаковости как неразрывное проявление уникального отношения Творца к Своему творению.
Господь наш Иисус Христос, рождение Которого мы празднуем, бескорыстно самозабвенной любовью открывает Себя для нас и показывает, для чего все мы и каждый созданы и приведены в этот мир, будучи детьми Отца Небесного не по естеству, как Его Единородный Сын, а по причастию ко всеблагому Божию волению.
К сожалению, самовластно и доброхотно, преемственно род за родом, от Адама первозданного, в котором мы потеряли свое изначальное богоподобие и самохотно забыли свое предназначение к обожению, которое Бог предопределил для нас, как для сообразных Себе, существующих как и Триединый Бог, в единстве естества, но во множестве одного к другому несводимых самосознающих личностных инаковостях наших, не трех, а многомиллиардных «я», чтобы мы осуществляли общение друг с другом, с ангелами и Триединым Творцом и Промыслителем нашим не только по закону сохранения энергии, но и по закону межличностного взаимодействия (Пс. 17: 26-27). Ради того, чтобы, пользуясь разумным предпочтительным выбором в оценке нравственного качествования облика окружающих, мы избирали себе нравственный идеал для подражания, помня, что с кем поведешься, от того и наберешься, понимали, что это качествование выявления свойств в таком же, как у нас, человеческом естестве, но в буквальной по сравнению с нами инаковости Божественной Личности, выразилось в Иисусе, Сыне Божием и Сыне Девы, — как абсолютная богоподобная, от века предназначенная Божественным замыслом норма человечности. И только таким образом, благодаря своей разумной познавательной способности, сопоставляя инаковость Христа и свою, мы способны остановиться на Нем как на своем Подвигоположнике, и тогда себя, в беззакониях зачатого и во грехах рожденного, начать доброхотно и самовластно отвергаться, сокрушать себя в своем богонечувствии, богозабвении, грехолюбии и смертотворчестве ради Него, а Ему поклоняться как своему Царю и Богу.
Причастников в этот Рождественский сочельник, венчающий собой священнолепное сорокадневие святого Рождественского поста, вседушевно поздравляю с принятием Святых Христовых Таин, и желаю, чтобы радость приобщения к тайне Божественного домостроительства выразилась в радость о Духе Святом, который во Христе Иисусе, по благоволению Бога и Отца, Который вновь возвращен нам, если только мы захотим видеть и ценить Его как единое на потребу!»
Марина Полянская, фото Александра Морозова