Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в восстанавливающемся храме Рождества Пресвятой Богородицы села Кишкино Центрального городского округа Тулы в сослужении благочинного протоиерея Сергия Резухина.
На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.
По окончании богослужения владыка сказал предстоящим: «Словом мира и любви о Христе приветствую вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры, в сей нареченный воскресный день, столь отрадно встроенный в жемчужное и лучезарное ожерелье двух седмиц Успенского поста, когда вся православная христианская вселенная, подвизаемая милосердием имеющей ум Христов, Святой Соборной Апостольской Церкви, нашей духовной Матери, с особым вниманием взирает на мироспасительное событие Успения Пресвятой Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, именуемое народной благодарной христианской сердечной любовью Богородичной Пасхой!
Через сам этот факт и его осмысление мы видим утверждение того, что Иисус Христос — первенец, воскресший из умерших (1 Кор. 15:20), Ее по человечеству Сын, а по божеству Единородный Божий Сын, явил в день Ее преславного Успения, когда предупредил общее обетование для всех потомков падших прародителей Адама и Евы, чающих воскресения мертвых и жизни будущего века. Ибо, восприняв в свое время, в день Благовещения, от Пречистой Своей Матери единосущное с Нею, а через Нее — с Адамом и Евой, и со всеми нами человеческое естество в Самого Себя, к природному Своему, единосущному с Отцом и Святым Духом Божеству, Подвигоположник и Спаситель наш таким образом перевозглавил весь человеческий род от Адама первозданного, стал Адамом Новым и показал в Себе абсолютную норму существования и жизнедеятельности человеческого естества, и возвел его через совершенное, в отличие от прародителей наших, послушание всеблагой воле Божией, не хотящей смерти грешника, а ищущей спасение его через то, что он может прийти к познанию истины (Иез. 33:11), был послушлив Богу-Отцу, Самому Себе как единосущному Лицу Живоначальной Святой Троицы и Духу Святому в исполнении этой воли даже до смерти и смерти крестной (Флп. 2:8).
Так, Господь наш Иисус Христос доброхотно принял биологическую смерть и в Своем богочеловеческом организме Нового Адама преобразовал ее в источник жизни: «первенец воскрес из мертвых» (1 Кор. 15:20), «и как человеком смерть, так человеком же и воскресение из мертвых, как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:21-22), то есть Христос как глава, всё, чем обладает, — всеобщее воскресение — естественным образом сообщает, передает всему физическому организму, роду человеческому.
И первой, кто показала действительность этого Божьего обетования на примере Своей человеческой жизнедеятельности, была Пречистая Богоматерь, Которая в самый день Своей смерти, по подобию Своего Сына, удержала в объятиях это разлучение во времени и пространстве души от тела в приобщении с последним вздохом сну всей земли.
Но в смерти тело Ее уже не распадается на элементарные частицы, не испускает тленного запаха. Смерть не имеет власти удержать Пречистую Богоматерь в своих объятиях. Ее человеческая личность полна вездесущим и всеживотворящим Святым Духом. Дух Святой с Ней также домостроительно пребывает, как Он неслиянно единодейственно сопребывает и в Отце, и в Сыне.
И здесь проявляется тот же закон, что был показан во Христе: смерть побеждена как несозданной, Божественной личностью Иисуса Христа в сущностном неслитном, неизменном, нераздельном и неразлучном соединении в Нем Божества и человечества, так и человеческой личностью Богородицы Марии, совершенно обо́женой доброхотно приобретенной Ею по сходству с Богом-Троицей полнотой Его Боготворящих энергий, сообщаемых боголюбивому и христоподобному человеку Утешителем Духом Святым.
В этот праздничный день причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин!
Всем желаю во время поприща Успенского поста правильно распорядиться своим сознательным предпочтительным выбором и показать, что мы как православные христиане действительно «чаем воскресения мертвых и жизни будущего века», а потому стремимся возрастать в христоподобии, удерживая себя от злых мыслей и желаний, скверных слов и вредоносных поступков!
Благодарю отца-благочинного, отца-настоятеля, о здравии которого все мы сегодня усердно молились, и всех вас за то усердие и прилежание, с которым вы, проходя науку нашего отцепреданного православного христианского жительства, устремляясь к достижению христоподобия, свидетельством чему являются ваши неустанные труды по возрождению сего дома Божия!»
Марина Полянская, фото Александра Морозова