Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в соименном храме поселка Петелино города Тулы при областном неврологическом и туберкулёзном центре в сослужении благочинного Центрального городского округа Тулы протоиерея Сергия Резухина и настоятеля протоиерея Иоанна Суворова.

На сугубой ектении вознесены молитвы о мире на Украине и Ближнем Востоке, о сохранении единства святого Православия, а также прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

По окончании богослужения архипастырь обратился к предстоящим словом мира и любви о Христе: «Вседушевно приветствую вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры в этот воскресный день, счастливо совпавший в этом году с днем престольного торжества сего, милостию Божию и усердием вашим воздвигнутого храма, недавно освященного и впервые под своими сводами принимающего всех нас на торжество престольного праздника!

Благодарю всеблагое Божие смотрение, мерности моей судившее вместе с вами сегодня приступать к Престолу Небесной благодати, приобщаться Святых Христовых Таин и через это получать Божественную благодать, всегда немощное человеческое врачующую и оскудевающее восполняющую, чтобы тот дар, который Бог прежде сложения мира предопределил для нас в вочеловечении Своего Единородного Сына, дав возможность через Его двойное единосущие стать для нас путем к славе Пресущественного Божества Живоначальной Троицы, приводящим к Истине, которая состоит в том, чтобы по закону межличностного общения, дающего возможность получать соответствующий результат разумным своим предпочтительным выбором, избрать для себя единым на потребу то, что несет Собою Бог Слово Воплотившийся, и тогда войти в органическое с Ним единство и далее соприсносущным Ему дыханием Святого Духа, нами усвояемым, обрести опытное познание своего по благодати сыновства и дочерничества Богу и Отцу.

Но на этом жизненном пути нам могут повстречаться немалые препятствия. Прежде всего от того, что своим разумным предпочтительным выбором, в силу ограниченности нашей познавательной способности и ее искаженности, в которой мы прибываем естественно, зачинаясь в беззакониях и рождаясь во грехах, путая свет со тьмою и грех со спасением, и получая то, что имеем во всем историческом опыте, доступном и нашему логическому восприятию, и нашему чувственному и эмоциональному переживанию.

Сегодня мы слышали из Евангелия повесть о гадаринском бесноватом (Лк. 8:26-38), который получил соответствующий результат своей жизни из-за неправильного предпочтительного выбора, но был исцелен Иисусом Христом. Не разобравшись, что как носитель человеческого естества он является обладателем жилища, в которое допускают тех, кого избирают на ближайшую и на дальнейшую перспективу, как себе желанных и нужных, этот человек набрал себе в друзья целый легион бесов.

Все, чем обладает человеческая природа, как жилище, которым мы распоряжаемся, является, подобно любому зданию, в своих действиях многофункционально устроенной так, чтобы его хозяин, взаимодействуя с этой функциональность, получал бы то, что ему действительно желанно. А желающих воспользоваться этими свойствами и функциями нашего естества очень много, и особенно — падших ангелов, которые не хотят пребывать в своем собственном призвании, полученном от Бога, а по зависти к нам, как к духам плотоносным, испытывающим не только духовные удовольствия, но еще и чувственные наслаждения, устремляются к тому, что ниже их естественного достоинства. Через способность воздействовать на наши мысли, желания и эмоции они подсказывают нам, как пользоваться тем, что мы имеем, неправильно.

Когда же мы не вопрошаем Бога, каким путем нам идти, а требуем от Него того, что нам желанно, силою пытаемся это желаемое получить и удержать, мы улавливаемся противоестественными движениями падших ангелов, и они заселяются в это наше жилище настолько, насколько это произошло с гадаринским бесноватым.

Этот одержимый бесами человек вышел навстречу Христу с вопросом: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего?» (Лк. 8:28) не потому, что Спаситель не знал, что пребывает в нем! Этот вопрос задан ради нас, чтобы мы могли понять, что же происходит с нами, когда наш неразумный предпочтительный выбор избирает вместо света тьму, почитая тьму за свет! И когда Господь повелел легиону бесов оставить этого несчастного, то они свидетельствовали о том, что их власть не беспредельная, она ограничена.

Нам, христианам ХХI века, дано вопросить самих себя перед зеркалом, которое нам поставлено конкретным фактом евангельского события и личным примером жизни — не только земной, но и посмертной — Косьмы и Дамиана, святых бессребреников, врачей и чудотворцев: как же мы на самом деле воспринимаем Христа? Только в том смысле, чтобы Он исполнял то, что нам нужно для земных наших, как мы их себе представляем, изобретаем и фантазируем, потребностей, или так, чтобы, отвергнувшись самих себя, взять по Божьему повелению свой жизненный крест и пойти за Христом в эту отверстую дверь, чтобы получить даруемое Им нам по благодати сходство христоподобного действования либо богосыновство, либо богодочерничество и прославить тем самым имя Святой Живоначальной Троицы!

В этот праздничный день причастников вседушевно поздравляю с принятием Святых Христовых Таин, именинников — с днем тезоименитства!

Желаю всем нам щедрого Божьего благословения и с благодатью Господней идти целомудренно и христоподобно по непростым, испытывающим наше малодушие, нашу слабую веру, путям нашего христианского жительства и утешаться той благодатью, которую подает нам Подвигоположник и Спаситель Иисус Христос!

Марина Полянская, фото Александра Морозова