Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» г. Болохово в сослужении благочинного Киреевского округа протоиерея Сергия Ковалевского и настоятеля протоиерея Алексия Фролова.

На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.

По окончании богослужения владыка обратился к участникам общей молитвы с архипастырским словом: «В сей благословенный день воскресного праздника словом мира и любви о Христе приветствую всех вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры, жители богоспасаемого Киреевского района и прихожане сего дома Пресвятой Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Покровом своим благодатно покрывающим всю нашу русскую землю и каждого христианина в глубинах духа и сердца его, возводяще к источнику мира и благости.

Благодарю всеблагое Божие смотрение моей мерности вновь судившее вместе с вами быть под сводами, тщанием вашим воздвигнутыми, для того, чтобы приступить к престолу Божественной благодати, приобщиться Святых Христовых Таин».

Далее митрополит Алексий обратился к прозвучавшему на богослужении евангельскому эпизоду, изложенному по благословению Святого Духа святым апостолом Лукой, о встрече Господа Иисуса Христа в земле Гадаринской с человеком, одержимым бесами, которого Спаситель чудесным образом исцелил, изгнав из него нечистый дух (Лк. 8, 26-39): «Нам открывается в этом фрагменте очень важное для понимания того, что же мы представляем собой по естеству, по природе. Господь этот огромный мир сначала сотворил и приготовил для того, чтобы ввести в него человека как в дом, родной ему, потому что через человеческое тело этот мир, в цепочке причинно-следственных отношений, неразрывно связан со всем космосом, с неисчислимым множеством существующих в нем галактик. В нашем организме присутствует всё, созданное Господом, на уровне элементарных молекулярных и атомных частиц — минеральное, растительное, животное — и весь этот космос является продолжением нашей телесности.

В то же время каждый из нас, обладая этой реальность, является не чем иным, как, с одной стороны, поселенцем в этом подаренном ему жилище, а с другой — обладателем такого ценного дара в своей жизнедеятельности. Потому что человек, будучи ответственным квартиросъемщиком своей природной хижины, живет и в ней, а через нее и в этом многоэтажном и многоквартирном доме, не только стремясь удовлетворить и разделить свои элементарные потребности с самим собой, но и стремясь разделить их с кем-то в межличностном общении, чтобы выявить единодушие, единочувствие, единонравие, единомыслие и единодействие, или же выявить, отсутствие взаимопонимания, и общения.

Каждый из нас приглашает внутрь самого себя, в свой внутренний мир, того, кого хочет, по своему сознательному предпочтительному выбору. И в итоге, по народной пословице «с кем поведешься, от того и наберешься», получает соответствующий результат. С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17, 26). И опыт всей жизни, как ветхозаветной, так и новозаветный говорит, что если с бесом поведешься, то осатанеешь, а если с Богом подружишься, то обожишься.

Но Господь приходит к нам не насилием, не захватом, не лукавством и обманом, а, как мы знаем из Откровения святого апостола Иоанна Богослова, входит в общение с уважением, любовью, кротостью и смирением перед каждым из нас: «Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). Господь стучит во внутрь нас, в нашу самосознающую личностную инаковость, которая и есть Царство Божие, в нас уже пребывающее.

Совсем иначе действуют нечистые духи, которых великое множество, и каждый из них отвечает за свое: кто за сребролюбие, кто за пьянство, кто за зависть, кто за обжорство, кто за злобу, ненависть и раздражение, а кто-то за плотские похоти… Они стучат в наши двери, свистят, нажимают на все педали, только чтобы привлечь к себе внимание наше, подобно навязчивой рекламе, которая льется на нас со всех сторон! И зависть их к нам, людям, возникает из того, что они как существа духовные не могут насытиться чувственными удовольствиями, присущих нам. Ибо мы, будучи такими же разумными, духовными существами, как и они, обладаем еще и огромным спектром чувственных восприятий через свою плоть, недоступных им, — продолжил архипастырь. — Если мы доброхотно открываем бесам пространство своего жилища, то тогда они начинают испытывать и переживать наши чувственные ощущения как свои собственные. А человек, как пишет преподобный Антоний, соединяясь с бесами, начинает чувствовать страшную и духовную, и душевную, и физическую муку и болезнь, потому что такое обладание совершенно противоестественно.

Мы не можем не быть жилищами — вот главное, что открывается нам сегодня в этом повествовании. Только от нас, обладателей ключика от двери в свою хижину зависит: кого впустить в неё, а кого нет, каково будет состояние всех уровней этого жилища, и кто будет нами обладать.

Когда мы приходим ко Христу, то мы начинаем понуждать себя к тому, чтобы обрести единомыслие, единонравие, единодушие, единочувствие и единодействие с Ним, и можем обрести этот навык как свою вторую натуру.

Поэтому нам, христианам, желающими ими быть по-настоящему, а не кажущимися, нужно помнить, что сказано Духом Святым через первоверховного апостола Павла: «прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6, 20), ибо по сути они не являются нашими, а принадлежат Господу, мы же только являемся ответственными квартиросъёмщиками.

Потому, прошу вас, помня народную истину с кем поведешься, от того и наберешься, спрашивайте себя обязательно: кого вы приглашаете к себе, кого избираете, и старайтесь правильно, совершенно христоподобно, ответить на дар, Который мы получаем от Бога.

Дай Бог нам всем сделать доброкачественный выбор и принести достойный плод христианской жизни».

В завершение владыка поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин, а также выразил благодарность отцу-благочинному, отцу-настоятелю и благочестивым прихожанам за их усердие и прилежание, с которым они относятся к сему святому храму, дому Пресвятой Богородицы, пожелав, чтобы «искренняя благодарность Божией Матери самим образом жизнедеятельности нашей выражалась в живом отклике на единственную, оставленную Ею нам, как детям Своим, заповедь: “что скажет Сын Мой, то сделайте” (Ин. 2, 5)».

Марина Полянская