Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в Богородице-Рождественском женском монастыре поселка Горелки в сослужении местного духовенства.
На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.
По окончании богослужения совершено славление Честно́му и Животворя́щему Кресту Господню, после чего владыка Алексий приветствовал духовенство, матушку-игуменью со спостящимися сестрами и паломников святой обители и обратился к ним с архипастырским словом: «”Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!” — взывает ныне вся православная полнота Вселенной, преклоняясь в глубине своей благодарной сыновней человеческой любви и признательности к откровению той Божественной Триединой любви, которая благоволила не только из абсолютного ничто, из небытия, вызвать к бытию многообразия созданного мироздания, но и в центре этого мироздания поставить такое сотворенное, возникшее, несамобытное существо, как человек, которое является живым отображением, живой иконой Самого Триединого Бога. И все это ради того, чтобы в естестве этого существа выявить всю полноту Божественной плодотворности во всем её неисчерпаемом многообразии, на различных уровнях человеческого естества, начиная с субатомарного и заканчивая умным созерцательным, каковым является ангельский мир, и сконцентрировав все это природное многообразие в нем, даровал человеку способ существования, не только выявляющий собою эту бездну божественной плодотворности так ясно и красиво в этой иерархии гармонии множества и единства, а и нравственного добра, даровав ему сообразный самому Богу личностный способ существования.
Господь создал человека по образу Своего триипостастного существования для того, чтобы и он мог, хотя и будучи иноприродным по отношению к Божественной сущности, но в силу сообразности в способе существования при свободном своем доброхотном сознательном выборе в осуществлении характера личностного способа осуществления бытия, в поиске предпочтительного разумного выбора идеала для своего подражания, если остановится на Боге, на этом Божественном Триедином согласии Трех Инаковостей в единстве мыслей, желаний и действования самобытной, простой, духовной природы, смог бы образовать самого себя, восприняв себя потенциально как икону Бога, смог бы актуализировать себя в друга Божия: войти в общение с Богом по закону межличностного взаимодействия.
И вот пред нами позорищное древо — не то, которое было в раю и о котором было сказано нашим прародителям: не ешьте плодов его, ибо это не приведет вас к богопознанию и богообщению, но удалит вас от Бога (Быт. 2:17), — древо злобы человеческой, крестных мучительных страданий в осуществлении смертного часа, в агонии между жизнью и смертью! И на это древо восходит Спаситель и Господь наш, явивший в Себе норму человеческой жизнедеятельности совершенным доброхотным во всем и везде предпочтением всеблагой воли Божией природной воле человеческого естества абсолютным послушанием спасающей воли Бога Отца, принятием неповинной смерти, “смерти же крестной” (Флп. 2, 8), “чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление” (Гал. 4, 5), для того, чтобы победить смерть и древо преобразовать в древо жизни, которое по изгнании прародителей из рая было сокрыто, охранявшим его херувим с огненным мечом, чтобы к нему никто не мог приблизиться. А теперь оно открывается как любовь Бога-Отца, как говорил святитель Московский Филарет, распинающая для нас, для нашего обновления, для нашего воссоздания, для способности достигнуть нам меры друга Божия, распиная Сына Своего понятным для нашего логического анализа образом, чтобы изнутри проснуться к тому, что после за этим откроется, — любви Бога-Сына, столько же доброхотно, как Бог-Отец не хочет нашей погибели, но хочет, чтобы все спаслись придя к познанию Истины, эта Истина и является, доброхотно распинаясь на Кресте, и является любовь Духа Всесвятого, торжествующая в нас, когда мы отвергаемся самих себя, в грехах зачатого и самолюбивого, становясь уникальным вызовом голоса Бога, эхом этого голоса, то есть уникальными человеческими инаковостями, конкретизирующими собою и в себе единое и общее всем людям человеческое естество, которое выражает неповторимое отношение Трех Несозданных к тебе как уникальности, благодаря чему ты себя ни с кем и ни с чем не путаешь и изнутри непонятно почему постоянно влечёшься к чему-то неизвестному, лучшему, высокому, красивому — к тому, чего нету равного на земле! Ты — эхо голоса Бога, и если ты его не насытишь соотнесённостью, подобно оттиску с печати с самой печатью, с Самим Господом, то чем тогда себя наполнишь? Ибо только прилепляющийся к Господу, «есть один дух с Господом (1 Кор. 6, 17). Вот на это и дано нам краткое земное время, поэтому-то: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!»
И перед нами не просто изображение из какого-то земного материала — дерева или металла — а проникновение, присоединение мысли и ума к этому таинству Божественной любви, так, чтобы ничто не отделило от признательности нашей, потому что тот, кто соединяется своим духом с Духом Бога, становится одно с Ним. Вот какое поклонение кресту как таинству жертвенной и жизненосной любви в меру нашей готовности к самозабвенному ответу на призыв: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24).
В этот радостный день вседушевно причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин!
И сей непобедимой, непостижимою силою Честнаго и Животворящего Креста Господня желаю всем нам оставшуюся половину святого и Великого поста пройти с доброкачественным плодоносием к христоподобию в единонравии, единодушии, единочувствии, единомыслии и единодействии с Подвигоположником Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом!»
Марина Полянская, фото Александра Морозова