Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в храме Рождества Христова, именуемом в народе Николо-Зарецким, в сослужении духовенства Северного городского округа Тулы.

На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.

По окончании богослужения совершено славление препододобной Марии, после чего владыка обратился к участникам общей молитвы с архипастырским словом: «Благодарю всеблагое Божие смотрение, моей мерности судившее вместе с вами ныне обступать престол благодати Божией на земле под этими древними священными сводами храма в честь мироспасительного события Рождества Господа нашего Иисуса Христа от Марии Приснодевы Богородицы и Духа Свята, в сем дому святителя и чудотворца Николая Мирликийского, когда Подвигоположник Господь и Спаситель наш  Иисус Христос, проведя нас с вами по ступеням восхождения  за эти пять прошедших седмиц святого и Великого поста, сегодня показал нам на примере жизни преподобной Марии Египетской то откровение, которое еще в древние времена жизнью своей опытно пережил великий Божий служитель, пророк, боговидец и законодатель для избранного еврейского ветхозаветного народа Моисей, когда Господь показал ему, что в Его святой власти и жизнь, и смерть.

Вспомним, как пророк Моисей переживал, в послушании воли Божий, познание того, как всегда и во всём для человека, находящегося в состоянии падшести человеческого естества, спасительно и радостноносно, хотя и не без испытания и сокрушения, следовать воле Божией. Когда Моисей поставил пред Богом вопрос: «Как мне быть, как вывести вверенный народ из плена египетского, если они не поверят мне, не послушают голоса моего и скажут, что не являлся мне Господь?» (Исх. 4, 1), Господь сказал в ответ: «Положи руку твою к себе в пазуху». И Моисей вложил, а затем услышал: «Вынь руку твою!» Вынул и не просто глазами увидел, что рука его покрылась проказой, а увидел внутренним взором и почувствовал всем естеством своим, как всякий из нас чувствует, когда приходит к нам болезнь и захватывает собой то живое пространство, которое, как казалось нам, в нашей власти и несокрушимо, и ужас объял его. Но он услышал еще раз от Господа: «Положи опять руку твою к себе в пазуху». И Моисей вновь вложил руку к себе в пазуху; вынул ее и вот, она опять стала такою же здоровой, как прежде (Исх. 4:6-7).

Вот так может Бог нам самовластно предаваемым нравственной проказе, наше человеческое естество и наше прокаженное бытие убелить и очистить, тогда, когда мы набираемся решимости к тому, чтобы не Богу навязывать свои понятия и представления для достижения целей, в которых полагаем для себя обрести благо, когда мы готовы от этой самости отказаться ради доверия Богу и принять Его святую волю.

И пример преподобной Марии Египетской для нас очень яркий и понятный. После того, как у входа в храм, куда она не смогла войти и пережила такое же состояние ужаса, как и праведный Моисей, она, подобно утопающему, ищущему любую возможность для спасения, из глубин совести своей, всего своего внутреннего существа взмолилась к образу Божией Матери! И в ответ услышала голос Пресвятой Богородицы, сказавший ей: «Входи!» Вошедши в храм Мария увидела саму себя и осознала, что она, христианка по факту крещения еще в младенчестве, по сути своей — сущий сатана. Так она захотела и решила отвергнуться от самой себя, от тех ощущений, эмоциональных и физиологических, блуда ненасытного, которыми она жила столько лет… Исповедалась, причастилась Тела и Крови Христовых, выходя их храма, приложилась к Живоносному Древу и вновь подошла к образу Божией Матери и опять услышала чистый и благодатный голос: «Иди за Иордан, там ты и спасешься!» Ибо там для Марии было приготовлено открытие понятия о Царством Божием не как о чем-то внешнем, и искала она его не на земле, не в благополучии возможностей, которая предоставляет жизнь земная, и не в победе задержаться на этом свете хоть на полвздоха подольше по сравнению со своими сверстниками… Она искала Царство Божие внутри себя и нашла, как тот самый стержень и корень человека, как он самого себя осознает в уникальности своей, ни к кому и ни к чему несводимой, во множестве функций, присущих через человеческое естество и встроенных в калейдоскоп постоянных изменений ощущений и чувств в биогеоценозе, нашла живое эхо голоса Бога, поняв, что произошло это только потому, что Бог всегда тебя знает, всегда тебя любит, всегда тебя в уникальности нарицает и дает тебе возможность правильно откликнуться на это ощущение отвержением себя, в беззакониях и во грехах зачатого (Пс. 50, 7) в исполнении единомыслия, единонравия, единочувствия, единодушия и единодействия с Ним, Твоим Творцом и Промыслителем».

В завершение архипастырь поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин, а также пожелал всем «крепко озариться светом примера жизни и трудов преподобной Марии Египетской во славу Божью и на радость людям!»

Марина Полянская, фото Александра Морозова