В день престольного праздника митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в соименном храме, хранящего чтимый образ святого князя с частицей многоцелебных его мощей, в сослужении духовенства Западного городского округа Тулы.

На сугубой ектении вознесены молитвы о мире на Украине, о сохранении единства святого Православия.

По окончании богослужения совершено славление святым благоверным князьям Александру Невскому и Даниилу Московскому, затем владыка обратился к участникам общей молитвы со словом поздравления и наставления: «В сей нареченный и святой день престольного праздника сего святого храма, когда на благословенной и богохранимой нашей Тульской земле и мы со всей православной христианской полнотой духовной нашей Матери — Русской Православной Церкви молитвенно совершаем чествование христоподобной красоты памяти святых двучисленных отрослей благочестивого кореня равноапостольного великого крестителя Руси святого князя Владимира: святого благоверного Александра, великого князя, любовью народной прозванного за его великую победу Невским, и его младшего, четвертого сына, унаследовавшего в свое время в управление себе незначительный и малый удел, центром которого был небольшой городок, высившийся на крутовершии бора, у подножия которого протека река Москва, давшая название этому месту, — святого благоверного князя Даниила, в историческом восприятии его христоподобного служения, являемого в сем богоспасаемом граде, благодарно прозванного жителями Москвы Московским комендантом,

Сегодня и мы, прибегая к откровению их христоподобия, слышим то же, что слышали они в свое время, как слышали во время земного общественного служения Подвигоположника, Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа Его современники, искавшие стать Его учениками: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:28).

И речь идет не о покое бездействия, а покое глубокой причастности к истине благобытия, как неотъемлемой радости души, приобретаемой по закону межличностного общения,

следствием которого является мудрость: с кем поведешься, от того и наберешься.

Подвигоположник и Спаситель наш Иисус Христос, перевозглавив богочеловеческую реальность от падшего Адама первозданного Самим Собой, в Своем рождении и воскресении, образовал Церковь Свою и в ней открыл, что отныне и сама биологическая смерть, хотя и неизбежна для всех, но уже не является последним пределом движения в развитии каждой конкретной человеческой личности. Теперь смерть стала сном всей земли, и все умирающие отныне телами своими, как семенами воскресения, засеиваются в ту землю, из которой и взяты, в чаянии исполнения установленного нового закона для всей вселенной, для всего многообразия богозданного мира, — закона всеобщего воскресения. Поэтому так по-новому открывается смысл жизни: он заключается не в том, чтобы исхитриться и на полвздоха подольше задержаться до этой неизбежности —биологической смерти — по сравнению со своими сверстниками, а в том, чтобы явить этот новый закон жизни, во Христе Иисусе открытой, в Нём как в Доноре нам сообщаемой: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:28). А выражается эта новая жизнь так: «Честна пред Господем смерть преподобных Его» (Пс.115:6).

Всю жизнь свою благоверный князь Александр и сын его князь Даниил искали не земных благ, не того, как на полвздоха подольше задержаться на этой земле, а единого на потребу.

Иисус Христос стал для нас Путем, приобщённостью к Истине, когда мы свою земную жизнь ценим за ту возможность, которая по закону доброхотного межличностного общения с Ним, иначе христоподобия, открывает нам опытную причастность и познание, что Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. И общение с Богом здесь, нами формируемое, в соработничестве, в синергии с Богом, не прекращается, оно переходит в брачный пир Сына Божьего, Агнца, закланного прежде сложения мира (Откр. 13:8). Поэтому достижение христоподобия есть желательнейшая из всех желательных возможностей и приобретений во время земной человеческой христианской жизни.

Это и показали нам своей жизнью святой благоверный князь Александр Невский и сын его младший, благоверный князь Даниил Московский. В своем историческом, пригодном наследии они искали не возможностей сыпать богатством или получать удовольствие от доступных им благ, продлевая свою жизнь, но искали единого на потребу: не уклонить ни ума, ни сердца своего в словеса лукавства, а исполнить совершенно волю Божью.

В этом самоотвержении они дошли до такого предела, о котором Сам Христос Подвигоположник сказал: «Больше той любви никто не имеет, как кто душу свою положит за друзей своих» (Ин. 15:13).

В этой готовности отдать за ближнего биологическую реальность, приносящую нам множество чувственных удовольствий, и проявилось достояние служения народу и Церкви благоверных князей, защитников веры и Отечества! Поэтому мы и видим их яко вторые солнца сияющих на историософском небосклоне Русской Православной Церкви, земного нашего Отечества и всей православной христианской вселенной».

Марина Полянская, фото Александра Морозова