В день престольного праздника митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию и крестный ход в соименном храме города Тулы в сослужении духовенства Западного городского округа.
На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешениихристолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.
По окончании богослужения совершено славлениепреподобному пред чтимым образом с частицей его мощей, после чего владыка словом поздравления и назидания приветствовал молящихся: «В благословенный день престольного праздника сего святого храма, когда со всей православной Святой Русью и христианской вселенной и мы на нашей тульской земле, здесь, в келье преподобного батюшки Серафима Саровского, благочестно молитвенно совершаем духовное торжество и двух обретений честных и многоцелебных его мощей и через это молитвенное воспоминание вдохновляемся примером земной и послеземной жизни и служения преподобного старца, открывающего нам смысл жизни христианской.
Прежде всего благодарим Господа и мудрое попечение преподобного Серафима, оставившего нам в наследие очень ярко изложенное, понятное содержание ответа на вопрос: в чем же смысл земной нашей человеческой, а тем более христианской жизни.
Речь идет о замечательной беседе, которую по благословению преподобного старца записал его духовный ученик и служка Николай Александрович Мотовилов, научающей нас самому главному, что есть у нас во времени и пространстве, тому, ради чего мы сначала приходим сюда, именно в эти условия времени и пространства, будучи наделены познавательной способностью, потребностью разобраться со всем многообразием, составляющим собою жизнь как явление, выявляющееся удивительным и неповторимым образом в каждом из нас.
Дар жизни, который мы получаем от Бога и который в силу нашего властного обладания как своей собственностью часто затмевает понятие и представление наше о том, что если есть дар, то должен быть и Дародатель, преподобный Серафим сравнивает с куплей, уподобляя христианскую жизнь рынку, на котором много чего нам предлагается для приобретения. Ибо дар, который мы получили в качестве жизни, не самобытен, он не из себя и не сам собою, а потому для его удержания в себе нам необходимо столько всего получать и получать, или стяжевать, как говорили во время преподобного Серафима! И это многообразие в нашем понимании того, что нам необходимо, зачастую опять застит собою Дародателя нашего. А необходимо-то нам — Его приобрести, и сделать это совсем не так, как приобретаем мы то, чем по большей части наполнен окружающий мир видимый, доступный нашему чувственному восприятию, с которым мы взаимодействуем по закону обмена энергиями: когда одна форма переходит в другую форму, но по закону межличностного общения.
Закон этот осуществляется не по принципу перехода одной энергии в другую, а по принципу с кем поведешься, от того и наберешься: с преподобным преподобен будешь, с неповинным неповинен будешь, с избранным избран будешь, со строптивым развратишься» (Пс. 17:26), можно и с бесом подружиться, избрав его своим идеалом для подражания, и в результате осатанеть… Однако в воле твоей подружиться и с Дародателем, Который есть начало и неизбежное завершение всего (Откр. 1:8), в Котором пресущественно всё живет, движется и существует (Деян.7:22), и если с Ним поведешься, то от Него и наберешься, то есть обожишься!
Это и показал простой, природный потомственный купец Курской губернии Прохор Мошнин, в иночестве Серафим, всей своей жизнью как земной, так и после нее, будучи избранником возлюбленным Божией Матери, научавший Мотовилова: «Наблюдай внимательно, исполняя Евангельские Христовые заповеди», зная, какой это тяжелый труд, несравнимый даже с тяжким трудом крестьянским на земле! Потому-то был так понятен и так любим этот батюшка, ходивший в льняном балахоне да в липовых плетеных лаптях, всему народу, что жилравноангельно!»
В завершение архипастырь особо приветствовал причастников, поздравив их с принятием Святых Христовых Таин, а также выразил благодарность отцу-благочинному, отцу-настоятелю и братии за совместную молитву.
Предстоящим владыка Алексий пожелал молитвенного сопутничества преподобного Серафима Саровского и попросил внимательно прочитать «Беседу преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым Н.А. о цели христианской жизни» и «размышлять над ней, внимательно вглядываясь в открывающиеся смыслы как в зеркало, помогая себе быть радостным и счастливым на самом деле, а не в фантазиях и выдумках».
Марина Полянская, фото Александра Морозова