В 33-ю годовщину обретения мощей святого блаженного Иоанна Тульского, митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию и крестный ход в хранящем раку со святыми мощами божия угодника Успенском кафедральном соборе города Тулы в сослужении соборного духовенства.
На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешениихристолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.
По окончании богослужения совершено молебное пение перед иконой и ракой с мощами святого блаженного Иоанна.
Затем архипастырь обратился к участникам общей молитвы: «В благословенный день тридцати трехлетней годовщины радостноносного обретения честных мощей блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Тульского чудотворца, словом мира и любви о Христе приветствую всех вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры, пришедшие ныне к раке с мощами блаженного Божия человека, приведшего нас через себя к престолу Божественной благодати на земле, показывающего нам примером жизни своей, и кончиной своей, и тем, что последовало за этим измерением человеческой жизни, раскрывая в себе полноту Божественного Предвечного замысла о подлинных смыслах бытия каждой конкретной человеческой личности, человеческого рода и мироздания в целом!
В течение шестидесяти лет, живя в родном городе среди тех, из которых он вышел совершенно естественно, как плоть от плоти и кость от кости, народа своего, он явил в своей жизни некое исключительное понимание ее смыслов и соответствующей этому пониманию реакции, выражавшейся в словах и поступках, по которым несомненно окружающие признавали в нем при жизни Божьего человека.
Блаженный Иоанн жил в православном Российском государстве, которое само себя объявляло и другими во многом признавалось как хранитель и защитник вселенского Православия на лице земли в те самые времена и вплоть до XX столетия. Происходя из родовитого купечества, получив от своих родителей замечательное наследие не только в чисто материальном его выражении, которое он наследовал к дару рождения, но и в особенном восприятии дара жизни: он удивительно относился к своей познавательной способности — не просто использовал ее в поисках того, что есть, что пить, во что одеться и как исхитриться, чтобы хоть на полвздоха подольше задержаться на этом белом свете! Удивительно — его познавательная способность открывала ему живое и трепетное ощущение в ответе на самый главный жизненный вопрос: откуда я, для чего я и куда я?
И в этом правильно поставленном для себя вопросе он находил правильный ответ, приходивший из окружающей действительности через проникновение в глубинные смыслы того, как все это, такое многоразличное, способно взаимодействовать друг с другом и стремится к тому, чтобы выявить это взаимодействие в максимальном благоприобретении для каждого и для всех. Так приходило к нему понимание того, что есть Тот, Кем всё живет, движется и существует, из Которого всё, в котором всё и к Которому всё, Тот, Кто есть Альфа и Омега (Откр. 1:8), Начало всех начал и совершеннейший предел, к которому все движется в своем движении, открывающийся разумным существам в особом образе характера взаимодействия: не по закону обмена энергиями, а по закону межличностного общения.
Такой разумный поиск предлагает каждому особую работу — делать предпочтительный выбор, изучая уникальность этого всего многообразия, в поиске Того, на Ком же остановиться, в Ком увидеть подлинную ценность, абсолютную драгоценную жемчужину, с которой затем можно взаимодействовать, не потребляя ее энергии, превращая ее в продукт своей физиологической жизнедеятельности, а по закону межличностного общения.
И мы, христиане XXI века, видим на примере блаженного Иоанна, как осуществляется этот закон духовной жизни во всей полноте и красоте, и доброкачественности результата такого подлинно христианского отношения к своей жизни, правильной постановки вопроса о ее смысле и правильного на него ответа. Какой замечательный плод! И когда? – в семнадцатилетнем возрасте.
Но если мы будем настойчивы, верны и преданы науке правильно ставить вопросы и с Божьей помощью искать на них правильные ответы, то по слову Писания: стучите, и вам откроют, ищите, и вы найдете, просите, и вам обязательно дадут (Мф. 7:7-8), в терпении будьте усердны, и оно не посрамит вас (Мф. 10:22), то каждый из нас в своей уникальности человеческого «я», в этой ни к кому и к ни к чему иному не сводимой инаковости, сталкиваясь с этой реальностью и задаваясь вопросом: что же это такое, будет получать через Господа и Церковь Его откровение, что это — выявление Божией любви, на которой мы призваны остановиться в своем доброхотном предпочтительном выборе и в которой призваны себя раскрыть, полностью себя опрозрачнив перед Господом и обретя в итоге подлинную радость и счастье!
В этот праздничный день причастников вседушевнопоздравляю с принятием Святых Христовых Таин!
Благодарю братию и всех прихожан за любовь к отцепреданному нашему православному христианскому жительству, тому дыханию любви Отца и Сына и Святого Духа, которое нас может преобразить по своему подобию по закону межличностного общения, по принципу с кем поведешься, от того и наберешься: с преподобным преподобен будешь, с
неповинным неповинен будешь, с избранным избран будешь, со строптивым
развратишься» (Пс. 17:26), с бесом поведешься — осатанеешь, а если с Богом — обожишься и со всеми святыми будешь славить Его великое имя во веки! Аминь!»
Марина Полянская, фото Александра Морозова