В день малого престольного праздника митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию и крестный ход в восстанавливающемся Христорождественском храме Чулковой слободы в сослужении благочинного Восточного городского округа Тулы протоиерея Павла Савельева и настоятеля иерея Александра Брыксина.
На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.
По окончании богослужения владыка Алексий обратился к предстоящим: «В сугубое торжество молитвенного завершения чествования мироспасительного события обретения и Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня и молитвенного чествования обретения честных мощей иже во святых отца нашего Димитрия, митрополита Ростовского, чудотворца, приветствую всех вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры, жители Чулковой слободы города-героя Тулы!
Благодарю всеблагое Божие смотрение, судившее и моей мерности вновь в этот праздничный день вместе с вами быть под сводами этого древнего, еще совсем недавно страшно поруганного Божьего дома, который теперь прилежанием, трудами, молитвами и любовью вашими обрел не только внешнее свое благолепие, но и возвращается к благолепию внутреннему!
Желаю всем в этот праздничный благословенный день насытиться той благодатью, которая дарствуется нам жертвенной любовью Святой Живоначальной Троицы чрез домостроительство спасения человеческого рода и всего миробытия, явленного жизненным подвигом Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа через Его рождение, жительство посреди нас, служение до Крестной смерти, затем Воскресения и установления закона всеобщего воскресения, и вхождения через него в одесную Бога и Отца сидение, в ту славу, которую прежде сложения мира Отец Небесный уготовал для всех любящих Его (1 Кор. 2:9).
Именно это в своей жизни, во второй половине XVII века, будучи таким же, как и мы с вами, сыном земного нашего Отечества, юный Даниил – будущий святитель Димитрий Ростовский – сын весьма благочестивых и боголюбивых людей казака Саввы и его супруги Марии, искренне и сердечно молившихся Богу и прививших навык этого радостоносного делания своему сыну настолько, что, достигнув 18-летнего возраста, он ничего другого из открывшегося великого разнообразия палитры видов человеческой деятельности не пожелал, как только совершенно приклонить слух свой к тому, что и сегодня мы слышали от Христа как Подвигоположника нашего: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10:9), то есть найдет жизнь в ее подлинном, а не в относительном восприятии — жизнь вечную. Восприняв из своей малой домашней Церкви, от отца и матери, любовь к Богу и горячую молитву, воспламенившись ею, подобно тому, как возжигается новая свеча от уже горящей свечи, неся окружающему миру свет, тепло и радость, всю свою дальнейшую жизнь он стал строить как непрестанное вохристовление. И не в смысле исполнения внешних форм христианского благочестия, а входя по закону межличностного взаимодействия в общение со Христом Подвигоположником, обретал с Ним единонравие, единодушие, единочувствие, единомыслие и единодействие с Ним, а через Него — с единосущными с Ним по божеству и Отцом Небесным и Духом Святым.
Такое единодействие с Богом и осуществил в своей 58-летней земной жизни святитель Димитрий, митрополит Ростовский, 40 лет из которой посвящено именно осуществлению этого принципа, 20 лет им отдано тому, чтобы, по послушанию Духовного Собора Киево-Печерской лавры, а затем последовательно двух Московских Патриархов, Иоакима и Адриана, составил жития святых на все дни церковного года, которыми мы пользуемся и ныне. Сам же святитель по погребении своём был выявлен, в результате такой жизнедеятельности, не только в нетлении и целокупности останков, но и в источении от них всем, к нему притекающим с верой и любовью, деятельного участия того дара, которым он пламенел, — благодати христоподобия!»
В завершение архипастырь особо приветствовал причастников, поздравив их с приобщением Святых Христовых Таин, а также выразил благодарность отцу-благочинному, отцу-настоятелю и всем прихожанам за усердие и старание, с которыми они проходят под сводами святого храма, восстанавливающегося их усердием, трудами и любовью, непростую науку отце преданного христианского жительства.
Марина Полянская, фото Александра Морозова