Вечером дня Торжества Православия митрополит Тульский и Ефремовский Алексий во время уставного вечернего богослужения совершил чинопоследование Пассии с чтением акафиста Божественным страстям Христовым и повествующих о страданиях Спасителя главах Евангелия от Матфея (Мф. 26; 27) в Успенском кафедральном соборе города Тулы в сослужении соборного духовенства.
Затем архипастырь словом мира и любви о Христе приветствовал духовенство и паству: «В этот благодатный вечер мы милостью Божией совершили чинопоследование Пассии, молитвенное воспоминание страданий Подвигоположника и Господа нашего Иисуса Христа, каждый по-своему слыша повествование Священной Евангельской истории, те живые факты, зафиксированные любящими сердцами Его учеников, которые пробуждают во внутреннем человеке каждого из нас совершенно уникальное и неповторимое отношение к этому факту в истории миробытия, а значит, и в жизни каждого из нас.
Возможно, во время чтения святых священных строк, мы только лишь пытались, как говорил святитель Феофан Затворник, умово восстановить в движении своей памяти канву этих страшных и священных событий, но, когда сегодня дома, перед тем, как будем отходить ко сну после своих вечерних молитв, останемся наедине со своей совестью, а в ней как с живым зеркалом с Христом, Подвигоположником нашим и Господом, спросим каждый самого себя: а где в этой канве евангельской истории место мне, и где сейчас я, такой, какой есть, нахожусь? Рядом ли я с Божией Матерью, с Марией Магдалиной, с Иоанном, стоящими у Креста, или убежал, как другие апостолы? А, может быть, как Петр троекратно уже отвергся от Него? Не продал ли я Его по своим каким-то корыстным земным смыслам и целям, как Иуда, за тридцать сребреников?
Не ищу и не понимаю путей Его Промысла и не проникаю в глубину того, что так Господь возлюбил этот мир, что Сына Своего Единородного призвал (Ин. 3, 16), а в нем так льется кровь и столько приходится терпеть всяких лишений, болезней и испытаний, — от этого не кричу ли с толпой, подученной ветхозаветными первосвященниками, завистливыми фарисеями и законоучителями: «Распни, распни Его!» (Лк. 23, 21)?!
Вижу ли я себя глазами ветхозаветного евангелиста, пророка Исайи, понимая, почему Христос, взойдя на жертвенник, священнодействуя великое таинство самозабвенного истощания до этого благословенного молебного крика к Отцу Небесному: «Прости им, Отче, они не ведают, что творят! (Лк. 23:34)».
Вижу ли я в Его поте, каплющем со лба, наполненном кровью, ту каплю, которую я своим грехолюбием, своим малодушием, своим неверием изгнетал в то мгновение из Него? Не я ли и плевал, и побивал, и Терновым венцом увенчал?
Как я о себе скажу вместе с пророком Исайей: «Вем, Господи, почто, Господи, червлены Ризы Твоя. Аз, Господи, аз грехами моими язвих Тя?» И потом заплакал внутри горькими слезами своей кающейся совести, вот уж воистину, как Разбойник благоразумный: не языком, не голосовыми связками, а этим сердцем своим, ураненным, скажу Ему: «Помяни меня, Господи , когда приидешь во Царствие Твое» (Лк. 23, 42)…
Грядите в домы своя! Ангела хранителя вам в помощь!»
Марина Полянская, фото Александра Морозова