Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий во время уставного вечернего богослужения совершил чинопоследование Пассии с чтением акафиста Божественным страстям Христовым и повествующих о страданиях Спасителя (Лк.22; Лк.23) в Успенском кафедральном соборе города Тулы в сослужении соборного духовенства.
По завершении службы владыка обратился к молящимся со словом назидания: «В этот благословенный великопостный воскресный вечер мы, по обычаю литургической жизни нашей духовной Матери — Русской Православной Церкви, в последовании вечерни совершаем особое молитвенное стояние, называемое заимствованным из латинского языка словом «пассия», что в переводе на язык русский означает «страдание».
За этим богослужением мы, прежде всего, молитвенно настраиваемся в восприятии тайны, от века сокровенной в Боге, прежде сложения мира предопределившей Его к наследию вечности через то, чтобы через каждого конкретного человека в межличностном общении с Триединым Богом этот мир, будучи отображением неисчерпаемой полноты божественной плодотворности, смог бы привлечь, принять, вместить и удержать в себе, в силу своей сообразности Создателю, обоживающие нетварные божественные силы как собственные, в разумном предпочтительном выборе в межличностном общении по его закону — с кем поведешься, от того и наберешься — в каждом конкретном человеке, могли бы быть и усвоены, как его собственные силы, и через это благодарно раскрыться в полноте присноблагобытия Святой Живоначальной Троицы. И поэтому смысл нашей человеческой жизни состоит в том, чтобы осуществить ее в своем разумном, сознательном предпочтительном выборе именно в меру друга Троицы Святой и Живоначальной, в меру друга Божия.
Поэтому в эти великопостные воскресные вечера что происходит с нами, землянами 21-го века, туляками, приходящими под своды православных храмов, когда мы читаем акафист Страстям Господним, а потом читаем непосредственные живые, фактически свидетельские показания о самом историческом факте, о том, как это всё осуществлялось? Мы через свой внешний слух, сердцем своим, умом, совестью, нравственными силами, пребывая здесь, в Туле, оказываемся на два тысячелетия тому назад, в Палестине, в святом граде Иерусалиме, мы видим всё, что там происходит абсолютно так же, как видели современники и свидетели жизни и подвига искупительного Спасителя и Господа Иисуса Христа.
Оценивая самих себя в восприятии этой информации, в качественном соотнесении себя со многими участниками этого события, мы не должны смотреть на них подобно тому, как мы, приходя в драматический театр, смотрим из зала на то, что происходит на сцене, или же находясь дома перед телевизором, переживаем за героев кинофильма. Мы должны искать и определять для себя смысловые акценты: как мы относимся к тому, что открывается в этом изумительном таинстве откровения той предвечной тайны Божественного Домостроительства, которая в Боге сокровенна, к которой желают приникнуть ангелы, а открывается которая только святым Божиим человекам! Ведь мы видим и убеждаемся в том, как окружающие, непосредственные участники тех событий, входили в это состояние способности привлечь, принять, вместить и удержать подлинную радостноносную суть того, что совершается Христом — в Нём и в нашем человечестве — и что затем Им принесено нам в дар для преображения нашего, если мы того пожелаем, по Его же слову, прозвучавшему на сегодняшней Литургии: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).
Дай-то Бог и нам, христианам 21-го века, не просто слушать и как кино воспринимать всё услышанное, а соотносить себя с Евангельским повествованием, и нравственно себя с ним соизмерять до способности с благоразумным разбойником ощутить себя до самых глубин своих души и духа погруженными ложным умным чувством в ощущение лживой самодостаточности и рождаемой от себялюбивой гордыни тьмы богонечувствия и богозабвения, как молнией пронизываемой блистанием спасительного луча жертвенной самозабвенной любви триединого Бога, раскрывающейся крестными страданиями Богочеловека Христа и покаянно возрождающего нас сокрушенным воплем нашего сердца: «помяни и меня Господи, когда приидеши во Царствие Твоё».
Марина Полянская, фото Александра Морозова