Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в Спасском храме, расположенном на территории древнего городского кладбища Тулы в сослужении духовенства Северного Тульского городского округа .
На сугубой ектении вознесены молитвы о мире на Украине, Казахстане и странах Ближнего Востока, о сохранении единства святого Православия, а также прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.
По запричастном стихе благочинный протоиерей Вячеслав Ковалевский огласил обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с событиями на Украине.
По отпусте совершена панихида по всем от века почившим православным христианам.
Владыка приветствовал участником общей молитвы словом мира и любви о Христе, призвав предстоящих проникнуться радостоносным смыслом православных христианских родительских суббот: «Благодарю всеблагое Божие смотрение, судившее моей мерности вместе с вами по нашему обыкновению в дни поминовения усопших собираться для общей церковной молитвы и иметь особый духовный дар от Бога и от тех, которые здесь, на Спасском кладбище, что на градском высокогорье, засеяли землю семенами вечного воскресения телами своими, душами же отойдя к Престолу Божественной благодати в надежде воскресения и жизни вечной.
Когда мы приходим на православные христианские кладбища, где внешнего нашего слуха касается глубокая тишина, может быть, только прорезаемая пением птиц, укрывающихся в ветвях деревьев, а духовному взору и духовному слуху нашему открывается важное для духовного возрастания свидетельство, которое с любовью приносят нам те, кто спит сном всей земли, покрытые могильными бугорками. Они говорят нам: «Мы совсем недавно были такими, как вы, а вы не успеете оглянуться, как станете такими, как мы». И если бы за этим не было нашей живой веры в Подвигоположника, Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, о которой сегодня на богослужении так явно и, по дару благодати Святого Духа, убедительно свидетельствовал святой первоверховный апостол Павел, говоря: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (1 Сол. 4:13)!
Так, люди, не ведающие Христа и не верующие в Него, если перестают видеть, слышать человека, не могут его пощупать, то объявляют его мертвым и в уме своём полагают, что содержание слова «мертвый» означает «исчезнувший», «пропавший», «больше не существующий». Мы же, говорит апостол Павел, «если веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Сол. 4:14), потому что тленному нашему надлежит облечься в нетление, смертному нашему надлежит в бессмертие.
Всё, что мы воспринимаем жизни Церкви в эти великопостные родительские субботы, духовному нашему слуху открывается от тех, кто спит сном всей земли, говорящих нам: «Наша суета, погруженность в заботы о том, что есть, что пить, во что одеться, и как на полвздоха подольше задержаться на земле по сравнению со сверстниками, никак не давали нам четко и ясно услышать то, что говорил апостол Павел, что человеку надлежит однажды родиться и однажды умереть (Евр.9, 27), а затем прийти на экзамен по устроению своего ума, направления воли и всех желаний, понимания цели своей земной жизни: есть ли в них единомыслие, единонравие, единодушие и единодействие, со Христом. Такой экзамен предлежит всем, и до него мы, когда неправильными земными путями, не определяя для себя Христа как начало всех наших движений и конечную цель, к которой они ведут, корёжим, искажаем этим самих себя, как ржавчина корёжит и превращает здоровый металл в труху. И остаёмся мы с этим как с естественным, нами выпестованным состоянием, не имея возможности разрушить сущности того, что не мы создали, а получили в дар от истинного Создателя и Бога через своих родителей, — свою человеческую природу, превратив её в многообразие всякого скотоподобия, а то еще и бесоподобия. И эта труха, будучи засеяна в землю, там от всей коросты нашего злотворчества и смертотворчества очищается, возвращается в то исконное богозданное состояние, подобно металлолому, который переплавляют на литейном заводе, и вся ржавчина и труха, прокаливаясь огнем, и сама становясь им, выявляет неуничтожимую, как оказывается, металлическую структуру. Очищение огнём показывет: богозданную сущность неправильным ее употреблением можно исказить в форме проявления, но саму сущность невозможно изничтожить — пройдя через огонь, богозданная добротность выявляется в неизменной своей красоте сущности богоособразности и богоподобия.
Так и наше тленное, которому надлежит облечься в нетление, и смертное, которому надлежит облечься в бессмертие, проходят это очищение, через приложение по законам обмена веществ, преобразуясь в исконное состояние элементарных частиц, а собирается всё это личностной самосознающей инаковостью каждого из нас в свое исходное обладание и предстоит пред Престолом Божиим, ожидая главного экзамена и по всеобщему воскресению сдав его, опознав себя в единомыслии или в не-единомыслии, в единонравии или в не-единонравии, единочувствии или не-единочувствии, единодействии или не-единодействии со Христом до всеобщего Воскресения и Страшного Суда пребывает в предощущении воспринятия полноты воздаяния по достоинству совершенных ею дел, от которых или прославится или постыдится.
Поэтому в эти родительские субботы наше христианское делание должно принести свой благой и доброкачественный плод опытного достижения по доброхотному устремлению к единомыслию, единочувствию, единодушию, единонравию и единодействию со Христом, которым мы можем доброхотно поделиться со всеми. И в этом доброхотном и доброкачественном понимании всего, что есть, мы будем видеть, что мертвые не исчезнувшие, потому что у Бога нет мертвых, у Бога все живы (Лк. 20:38)».
В завершение митрополит Алексий традиционно поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин, именинников — с днем тезоименитства и призвал на всех щедрое Божие благословение.
Фото Александра Морозова , Марина Полянская.