В день престольного праздника митрополит Тульский и Ефремовский Алексий и епископ Веневский Феодорит совершили Божественную литургию в соименном храме города Венёва в сослужении духовенства благочиния.

На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.

После отпуста было совершено славление празднику, а также окропление молящихся святой водой.

По окончании богослужения митрополит Алексий обратился к предстоящим с просветительским словом на тему праздника, в котором отметил, что «пример молитвенно чтимого святого жизненного подвига Предтечи и Крестителя Иоанна есть выражение его высокой, искренней и благодарной человеческой любви к Богу, во Святой Троице славимому и поклоняемому, и к тому действию премудрого и всеблагого Божьего смотрения, которого свидетелем, соучастником и служителем он был и во время земной своей жизни, и пребывает в жизни Святой Соборной Апостольской Христовой Церкви, другдругаприимательно сменяющихся на лице земли поколений потомков падших праотцев, Адама и Евы, — сказал архипастырь далее. — С дерзновением и радостью доносил он до современников великое благочестие и Божию тайну, призывая их, по Божьему повелению, к покаянию на брегах Иордана, потому что там надлежало ему исполнить всякую правду (Мф. 3:15), предуведенную всеблагим Божиим Советом еще прежде сложения мира. Ради того, чтобы толпы народа, мечущиеся, как потерявшее пастыря и все правильные жизненные ориентиры стадо бессловесных животных, приняли истину, а через нее и свет разума, а в нем и правильный отклик на его просвещение и покаялись. При этом, чтобы люди не только осознали тяжесть бремени того, как нам кажется, правильного и даже внешне благоплодного труда для достижения земного благополучия, которое представляется нам важным и нужным, но которое при всех прилагаемых усилиях не приносит радости, а, напротив, страдания. Мы не можем принять, вместить и удержать это благо, а только мучаемся и досаждаем этими мучениями друг другу и всему окружающему мирозданию.

Ибо большинство из нас не ищет единого на потребу, не желает и не делает никаких попыток сопрягать свою волю с волей Божью, когда это требует самоотвержения. Мы согласны сопрягать себя с Господом, только лишь для того, чтобы Его оседлать и управлять Им, как нам удобно! А вся тайна радости, к которой мы призваны, в том и состоит, чтобы полностью отдать себя Божьей воле.

И поэтому святой Пророк Иоанн, запечатлевший в памяти своего человеческого сердца, еще с момента пребывания в лоне материнском, это трепетное и радостное откровение истины, видел и понимал, что люди не просто должны покаяться в том, что отпущенное время жизни на земле тратится впустую, а взяли на себя прямую ответственность за эту тяжесть, сокрушаясь искренне от осознания того, что не ведают Бога и не хотят Его знать.

Придя в свое время, по Божьему повелению, на Иорданские берега, Предтеча, ни разу не видевший в лицо Иисуса из Назарета Галилейского, но знающий, по слову Божьему, что встретит здесь то самое обетование о семени жены, которое сотрет главу змия (Быт. 3:15), открытое прародителям в раю после их падения, встретит Того Самого обетованного Мессию, провозвестию Которого было посвящено все пророческое служение в течение Ветхого Завета, и укажет на Него как на Агнца Божьего, берущего на Себя грех мира (Ин. 1: 29), то он призывает народ: «покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 3: 2), то есть измените своим мысли, желания слова и поступки! «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мк. 1:3), то есть не горбатыми путь стези ваши будут, не выщербленными себялюбием и гордыней, а прямыми, ровными, как воск перед печатью, чтобы точный оттиск был отпечатан на вас воли Божией!

Это служение Иоанново продолжается и доныне. И у нас сегодня очень ответственный день, когда мы, еще раз услышав свидетельство и призыв к покаянию дивного Божьего Пророка, Предтечи и Крестителя Господня, должны соотнести его с насущными вопросами: крестившись во Христа, облеклись ли мы в Него (Гал. 3:27)? Понимаем ли мы, что это невозможно без Духа Святого, Который во Христе почивает, как в Своем собственном достоянии. Поэтому, когда мы действительно облекаемся во Христа, когда мы доброхотно достигаем единомыслия, единочувствия, единонравия, единодушия и единодействия с Ним, только тогда Дух Святой начинает жить и действовать в нас, как в Своем собственном жилище — Его энергии и силы становятся нам желанны, понятны и начинают через нас действовать как наше достояние, а мы трепетно бдим это достояние, чтобы оно не удалилось от нас — вот тогда мы, уповая на милость Божию, поверяя себя законом любви, данным нам Подвигоположником Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом, начинаем хоть сколько-то считать себя христианами и устремляться к цели подлинной христианской жизни».

Далее глава Тульской митрополии поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин, а также поблагодарил Божие смотрение за возможность в светлый день престольного праздника составлять единое духовное торжество и предстояние у престола небесной благодати.

«Благодарю Вас, владыка Феодорит, за то, что подвигли мою мерность своим приглашением, — продолжил архипастырь, — и я с желанием, любовью и большим утешением пребываю посреди вас! Благодарю Бога и всех вас за преданность и ревность в следовании путям нашего отцепреданного христианского православного жительства!

Благодарю Ангела и Первосвятителя Церкви нашей и Священный Синод за то, что Божиим Перстом определили владыку Феодорита быть моим соработником на благословенной Веневской земле, и с большим утешением и отрадой принимаю добрые плоды, которые Господь, содействуя Вам благодатью Святого Утешителя Духа истины, приносит в жизни прихожан Веневского благочиния!

Желаю, чтобы предстательством и молитвами великого Пророка и Предтечи Иоанна эти плоды были и многочисленны, и благоуханны во славу Святой Матери Церкви и Святой Живоначальной Троицы и на пользу нашего земного Отечества!»

Епископ Веневский Феодорит в ответном слове поздравил Его Высокопреосвященство с праздником Богоявления и с престольным праздником, Собором Иоанна Предтечи: «Как известно, собор — это собрание, и Ваше архипастырское посещение действительно собрало собор, чтобы вместе с вами молитвенно прославить Пророка и Предтечу Иоанна и послушать Ваше просветительское слово.

Святитель Иоанн Златоуст называет Предтечу печатью Ветхого Завета и печатью дней просвещения, потому что Святочные дни уже позади. И сегодня Вашими молитвами мы посылаем Богу прошение, чтобы Предтеча, как проповедник покаяния, стал и печатью нашей греховной жизни. За богослужением мы также просили Предтечу Иоанна, чтобы он испросил у Господа Вам здравия, долгих лет жизни, преумножения уже имеющейся премудрости, хороших помощников и всего духовного и полезного для Вашей души!»

С приветственным словом к митрополиту Алексию и прихожанам храма обратился Андрей Шубчинский, глава Администрации Веневского района, отметивший, что для всех предстоящих большая честь и радость присутствовать на архиерейском богослужении. «Мы молились и будем молиться за вас, дорогой Владыка, за Святейшего Патриарха Кирилла, за нашего владыку Феодорита, — продолжил Андрей Геннадьевич, — за всех священнослужителей и, конечно, за наш же, за наших воинов, за наш народ и нашу матушку Россию, и будем продолжать нести и далее свой крест!»

Марина Полянская, фото Александра Калинина