Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий в день престольного праздника совершил Божественную литургию в Николо-Владимирском храме города Тулы в сослужении благочинного Центрального городского округа Тулы протоиерея Сергия Резухина и настоятеля протоиерея Матфея Валуева.
На сугубой ектении вознесены молитвы о мире на Украине, Казахстане и странах Ближнего Востока, о сохранении единства Святого Православия, а также прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.
На заупокойной ектении в связи с 51-ой годовщиной интронизации на Московский патриарший престол святейшего патриарха Пимена было совершено сугубое поминовение приснопамятного почившего первосвятителя с возглашением вечной памяти.
По окончании богослужения владыка обратился к духовенству и прихожанам, поздравив их с престольным торжеством и напомнив им историю знаменательного явления милости и благости Божией — заступничества и спасения града Москвы Пресвятой Богородицей, явленного в первой четверти XVI в. в истории Отечества и Русской Церкви через Её дивный Владимирский образ.
«Когда объединенные силы хана Казанского и хана Крымского подошли к Москве, чтобы придать и сам град, и жителей его разорению и совершенному уничтожению, по-особому откровению было дано жившему тогда в Москве блаженному Василию, Христа ради юродивому, и некоей слепенькой монахине, подвизавшейся в устроенной в Московском кремле супругой святого благоверного князя Димитрия Донского Евдокией, во инокинях Ефросинией, Вознесенской обители, особое явление и откровение. Совершенно независимо друг от друга они увидели, как из кремлевского Успенского собора, в Спасские ворота, святитель Петр и святитель Алексий выносят образ Божией Матери, первописанный апостолом Лукой, именуемый Владимирским, из града Москвы, и вдруг им на пути встают коленопреклоненные, с молитвенным взором обращающиеся к Пречистой и к святителям два преподобных: подвижник Новгородский Варлаам Хутынский и подвижник Радонежсский авва Сергий, игумен и печальник земли Русской, которые умоляли Пресвятую Богородицу и святителей не уходить из града.
Богоматерь сказала, что и Она, и святители молили Господа о том, чтобы не совершать этого, но люд, живущий в Москве, никак не может сердцем своим преклониться к исполнению христианского долга, который состоит в том, что Дух Святой открывает нам словами первоверховного апостола Павла каждый раз вслух всей Церкви, произносимых, читаемых в каждый Богородничный праздник: «Братие, сие да мудрствуется в вас, еже во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5). Иначе говоря, у вас должны быть те же мысли, те же чувства, те же эмоции, выражаемые в словах и поступках, такие же, как и во Христе Иисусе.
Преподобный Сергий и преподобный Варлаам Хутынский умолили Божию Матерь, и Она так воздохнула к Сыну Своему, что услышала голос Его: «На сей раз за Твое ходатайство, Матерь Моя Пречистая, отлагается суд над народом града сего». И совершенно непонятным образом, необъяснимым, вражьи войска, подошедшие к Москве, узнав, что в Астраханском ханстве началось возмущение, оставляют свой поход и возвращаются восвояси.
Московский же люд, митрополит Варлаам и великий князь Василий III Иоаннович поняли, кому они обязаны спасением. И с тех пор непрестанно, до наступления советской власти, из Успенского собора Московского Кремля подымали Владимирскую икону Божией Матери и шли крестным ходом до Кучкова поля, где впервые и встретили этот чудотворный образ, принесенный из Владимира, и где ныне стоит Сретенский монастырь.
Божья Матерь действительно Матерь милосердия, язва бесов и Матерь рода христианского, Заступница наша усердная, желающая нам только одного — чтобы мы пришли в подлинное христианское жительство. И когда мы этого не понимаем, когда не принимаем это всерьез в своей жизни, а просим только одного — здоровья, не задаваясь даже вопросом: для чего оно нам, если мы не просим у Пречистой и Преблагословенной сердца христианского, то что же мы имеем? … А то, что имеем… Редко-редко, когда останавливаемся, чтобы не лить кровь друг друга!
В сегодняшний знаменательный день, когда все мы уязвлены раной, самим себе наносимой за наше безумие человеческое, ищущее только что есть, что пить, во что одеться, как размножиться и на полвздоха тут подольше задержаться на земле, совершенно не думая о том, что в этом временном таится глубина вечности, только скорбными и горькими обстоятельствами мы способны чувствовать всю ложь нашей жизненной позиции и прибегать, как тогда в 1521 году москвичи, в покаянии к перемене в образе мысли, образе желаний, образе чувствований и определения целей и средств к их осуществлению.
Дай-то Бог, чтобы всем нам хватило этой доброкачественной покаянной зрелости, чтобы Царица Небесная умолила Сына Своего, и суд истинный, Божий, о нашей неправде был бы применен на правду Божию!»
Поздравив причастников с принятием Святых Христовых Таин, именинников и именинниц с днем ангела, и поблагодарив отца-благочинного и отца-настоятеля за труды по возрождению чудом сохранившегося дома Пресвятой Богородицы, который они приняли обезображенным человеческим безумием, владыка Алексий в память о престольном торжестве преподнес храму икону Владимирской Божией Матери: «Сегодня сама Владычица наша и Богородица пришла в Свой родной дом образом Своим чудным, именуемым Владимирским, которым отныне будет пребывать здесь как милостивая Домохозяюшка», — произнес при этом архипастырь.
Марина Полянская, фото Александра Морозова