Днесь спасение миру бысть, поем Воскресшему из гроба, и Начальнику жизни нашея; разруши́в бо смертию смерть, победу даде нам и велию милость.
(Тропарь на воскресной утрене нечетного гласа, по Великом славословии)
Христос Воскресе!
В этот всепразднственный и высокоторжественный день Святая Вселенская Православная Церковь в светлосиянной пасхальной радости духовно прославляет и молитвенно воспевает величайшее, мироспасительное, озарившее и обновившее всю вселенную, священное, прежде создания мира в Предвечном Божием совете предусмотренное, в Ветхозаветной же истории боголюбивыми праотцами и богопросвещенными пророками предвозвещенное, а спасительным самодействием Единородного Божьего Сына, по благоволению Всеблагого Безначального Отца, содействием Собезначального Святого Духа, осуществленное чрез совершенное доброхотное послушание Отчей жизнеутверждающей воле (Флп. 2, 8) в земной жизни и общественном служении воплотившегося и вочеловечившегося Бога-Слова, событие тридневного, победоносного и всерадостотворного Воскресения из мертвых Христа-Жизнодавца (Мф. 28, 6-7; Мк. 16, 6; Лк. 24, 6; Ин. 20, 14-18). Сын Божий и сын Марии Приснодевы-Богородицы, Господь наш Иисус Христос, воскрес тридневно от гроба – Первенец из умерших (1 Кор. 15, 20), как и обещал Он своим ученикам и апостолам (Мф. 12, 40; Лк. 9, 22). Затем, являясь им по воскресении в продолжение сорока дней, Он возвещал о Царствии Божием и предстоящем для всех верующих и верных Ему учеников и последователей Своих наполнении и оде́янии силою свыше (Лк. 24, 49) живоносным дыханием от Отца исходящего Святого Утешителя Духа истины (Ин. 15, 26), наполняющего их сердца (Гал. 4, 6) и преображающего их тела в нерукотворенные храмы Божественной благодати (1 Кор. 3, 16). Увидев воскресшего Учителя своего и Господа (Ин. 20, 20), апостолы смутились, но укрепленные любовию Христовою, премного возрадовались радостью великой (Мф. 2, 10). Когда же в день Святой Пятидесятницы, приняв благодать Святого Духа (Деян. 2, 3-4), изнутри обрели непоколебимое единомыслие, единонравие, единодушие и единодействие с Подвигоположником и Спасителем нашим Иисусом Христом, а также радостоносное ощущение благодатного усыновления в Нем Всеблагому Богу и Отцу всяческих, они со всецелой преданностью и самозабвенной любовью исполнили повеления Церкви Зиждителя и во все дни земной своей жизни благовествовали ближним и дальним и всему миру о Христе распятом и воскресшем (1 Кор. 1, 23), чему все они были свидетелями (Деян. 2, 22). Животворный свет их спасительной веры, радостоносной надежды и богоподобной любви тысячу тридцать лет назад равноапостольной ревностью своей возжег в своем сердце и великий креститель Руси святой благоверный Киевский князь Владимир, заповедав всем своим потомкам благочестно и свято другдругопреимательно из поколения в поколение негасимо передавать неповрежденной святыню апостольской веры и благочестия в исторической святой Руси.
Благодарно принимая и благоговейно в исполнении святых евангельских христовых заповедей молитвенным участием в спасительных для нас богоустановленных Церковных Таинствах, и мы, верные чада Святейшей Духовной Матери нашей – Русской Православной Церкви, в первой четверти XXI века, свободным разумным предпочтительным выбором своим по сходству с Воскресшим и одесную Бога Отца сидящим Богочеловеком Христом, благодатным действием Святого Духа усвояя себя Возглавителю Церкви (Еф. 5, 23) и обновленного человечества (2 Кор. 5, 17), в Нем себе усвояем все множество щедродательных спасительных даров Его жертвенной любви к нам. Опытно зная, что люди трояко отстоят от Бога – созданным из ничего естеством своим, грехом и смертью, как члены Церкви Его, единокровные и сотелесные с Ним, в Нем и через Него мы также знаем, что для всех потомков падших прародителей в Самом Себе «Спаситель сделал, чтобы истинно сообщались и непосредственно приходили к Нему, уничтожив одно за другим все, что препятствовало этому; одно приобщившись человечеству, другое – смертью на Кресте, а последнее средостение – владычество смерти, совершенно изгнал из природы Воскресением», – как, согласно с учением Святой Церкви, свидетельствует об этом святой праведный Николай Фессалоникийский (Кава́сила).
И святой вселенский учитель и благогласный свидетель истины духоносный Григорий Богослов, духовно веселя и радуя нас, возглашает: «Пасха! Господня Пасха! Она у нас праздников праздник и Торжество из торжеств… И ныне мы празднуем самое Воскресение, не ожидаемое еще, но уже совершившееся»! (Слово на Пасху).
Возлюбленные о Воскресшем Христе Спасителе нашем братья и сестры мои, чада благообразная церковныя, Христос Воскресе! Всех вас: сопастырей моих и спровозвестников Евангелия Воскресшего Христа, а также боголюбезнейших игуменов и игумений православных монашеских обителей епархии нашей с достославным христолюбивым духовным воинством спостящихся иноков и инокинь, и соревнующую отеческой вере и благочестию современную христианскую молодежь, и все благословенное христоименитое братство православной полноты Тульской епархии – поздравляю с светоносным праздником Воскресения Христова и вседушевно, богозаповеданной любовью обнимая, целую вас Пасхальным целованием. Единым сердцем и едиными усты в сей нареченный святый Пасхальный день единодушно воспоем воскресшего из гроба Христа – нашу Пасху, «да прославится Имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, И Вы В Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа» (2 Фес. 1, 12).
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
Божией милостию смиренный,
+Алексий, митрополит Тульский и Ефремовский
Пасха Христова
2018 года
в богоспасаемом граде Туле