«Воскрес Христос… всем подаяя воскресение!»
(Из воскресного кондака 1-го гласа)

Возлюбленные о Господе всечестные отцы,
боголюбивые иноки и инокини, христоименитые братья и сестры!

Христос Воскресе!

В светозарную и мироспасительную ночь Воскресения Христова и в радостные пасхальные дни, духовно торжествуя Несокрушимую Божию любовь к человеческому роду, открывшуюся в добровольных, по любви к нам, крестных страданиях, смерти и Воскресении ставшего Сыном Человеческим Единородного Сына Божия, Святая Православная Церковь в священных песнопениях и гимнах пасхальных праздничных служб боговдохновенно прославляет Воскресшего из мертвых Христа Жизнодавца, в Котором Божество проникает во все состояния человечества, и человечество входит во внутреннее Божества и совершенно преодолевает образовавшееся грехом нашим пространство смерти и уничтожает её.

Как Богочеловек, в Личности Которого с момента самого зачатия в утробе Пречистой Девы Божественное естество соединено с естеством человеческим неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно, Он не мог умереть естественной нам смертью, являющейся следствием и расплатой за личные грехи (Рим. 6,23), но, нас ради человек и нашего ради спасения, Он, будучи Единым безгрешным, усвоил Себе всю тяжесть наших грехов, добровольно «язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша» (Ис. 53, 5), и приобщился нашей богооставленности, и, потеряв Бога, как мы (Мф. 27, 46), умер на Кресте (Филп. 2, 8), быв по нас клятвой (Гал. 3, 13), Богосиянной же душой Своей сошел в глубины ада (1 Пет. 4, 6) и уничтожил его (1 Кор. 15, 55), так что Божественное сияние света Христова Воскресения озаряет всю Вселенную, сердца и души наши, и православные люди в пасхальном восторге приветствуют друг друга ликующими победными словами: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСРЕСЕ!

Эти дивные слова как во времена святых апостолов, очевидцев Воскресшего Господа (Лк. 24, 33-36; Деян. 1, 2-3; 2, 32), так и во всей последующей жизни Церкви Христовой непоколебимо выражают не только отраднейшую истину Воскресения Христова, но и торжество победы жизни над смертью и надежды на наше бессмертие.

Господь Иисус Христос – Первенец из умерших – воскрес из гроба, чтобы в Пришествие Его и мы ожили в жизнь вечную (1 Кор. 15, 20-23), ибо «тленному сему надлежит облечься в нетление и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53).

В Своем Воскресении Христос не только оживил чрез соединение с душой умершее Свое тело, но вернул ему утерянные в грехопадении прародителей духовные свойства быть независимым от внешних условий: Он проходил сквозь затворенные двери и толщу стен, становился невидимым, в короткое время являлся в разных местах разным людям, не нуждался в пище и питии, одежде, но самое главное – Воскресшим Своим человечеством Он вознесся на небеса и сидит одесную Бога и Отца.
Это значит, что каждый из нас, как единосущный Христу по своему человечеству, призван и способен вместить в себя Бога по образу Христа не как сосуд, который остается чужд находящемуся в нем веществу, но быть пронизанным Божеством по подобию раскаленного огнем железа, сохраняющим свои свойства и принимающим свойства огня.

Ради осуществления этого призвания каждым из нас Господь в Себе Самом, в Своем Богоподобном человечестве явил для нас Дверь (Ин. 10, 7), в Которую каждый из нас может и должен войти через отказ от грехолюбия и стремление к Христоподобию.

Именно в таком соработничестве каждого из нас со Христом по взаимной любви к Богу через наше участие в Таинствах Церковных и осуществление Евангельских заповедей созидается Церковь Христова как Его Тело (Еф. 1, 23).

Только тот из нас, кто напрягает свои силы к осуществлению в повседневной своей жизни этого призвания, и есть христианин не по названию, а по существу. Только он, являясь живым выражением Христова Богочеловечества, самой жизнью своей показует окружающим Лик Христа, в Котором полнота Божества пребывает телесно (Кол. 2, 9).

Будем же, возлюбленные, научаясь тайнам веры нашей, живыми её носителями и свидетелями, да и чрез нас прославится великое имя Святыя Троицы!

В этом году победоносное Пасхальное торжество счастливо умножается радостью 60-летия победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Ценой жертвенной любви и самоотверженного подвига миллионов наших сограждан, их ратным и трудовым подвигом добыта победа над фашистской чумой ХХ века. Казавшаяся внешне непобедимой волна человекоборчества и безбожия разбилась о несокрушимую скалу жертвенной любви доброй воли миллионов людей, и солнце победы сияет в течение шести десятилетий народам земли!

Вечная память героям, своей жизнью заплатившим за нашу жизнь!
Слава и честь живущим среди нас ветеранам войны и труда!

«Воскресение день и просветимся торжеством и друг друга обымем и ненавидящим нас простим вся Воскресением»! (Стихира Пасхи)

В сей нареченный и святой день словом мира и любви о Воскресшем Христе Жизнодавце приветствую всех вас, торжествующих Пасхальную радость и радость 60-летия Великой победы!

Приношу молитвенное пожелание благоденственного, мирного, Христоподражательного, творчески созидательного жития в веке сем.

«Да прославится Имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа» (2 Фес. 1, 12).

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

Божией милостию смиренный,
+Алексий, митрополит Тульский и Белевский 

Пасха Христова

2005 года

в богоспасаемом граде Туле