«От смерти к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас возведе».
(Из ирмоса 1-й песни пасхального канона)

Возлюбленные о Господе всечестные отцы,
боголюбивые иноки и инокини, христоименитые братья и сестры!

Христос Воскресе!

Торжественно прославляя величайшее и единственное в мире священное событие Воскресения из мертвых Христа Жизнодавца, положившего начало воскресения всех от века скончавшихся (1 Кор. 15, 20-22), Святая Церковь с первых дней христианства совершает спасительный светозарный Праздник Пасхи Господней.

Боговдохновенные евангельские сказания ясно, убедительно возвещают о спасительной истине Воскресения Христова (Мф. 28, 1-10; Мк. 16, 1-10; Лк. 24, 1-7; Ин. 20, 1-18).

В немеркнущем Божественном сиянии Господь Иисус Христос восстал из мертвых. По воскресении Своем Он встретил пришедших к Его гробу Марию Магдалину и другую Марию, то есть Пречистую Богоматерь, и сказал им: «Радуйтесь!» (Мф. 28, 9).
Богомудрые жены-мироносицы в радости поклонились Воскресшему Господу, коснувшись ног Его, и поспешили возвестить о Воскресении Господа одиннадцати ученикам Его и всем прочим (Мф. 28, 9; Лк. 24, 9-10).

Радость великая! Совершено дело искупления, Христос воскрес, дарована вечная блаженная жизнь всем умирающим о Господе (Откр. 14, 13), всем истинным последователям Иисуса Христа.

В продолжение сорока дней от Своего Воскресения до Вознесения Он являлся Своим ученикам – апостолам и бывшим с ними, поучая их тайнам Царствия Божия (Мк. 16, 12-20; Ин. 20, 19-31; 21, 1-14; Деян. 1, 2-3). И отверз им ум к разумению Писаний.

Благодатью Святого Духа это понимание неизменно сохраняется и передается в основанной Им Церкви. Вот как излагал его в ХIХв. наш христолюбивый земляк, вдохновенный православный мыслитель Алексей Степанович Хомяков: «От начала творения Бог открыл себя созданным существам целым миром проявлений, разумных или ощущаемых; но это частное и, так сказать, внешнее откровение Его благодати, Его премудрости и Его всемогущества было неполно.

Недоступное изменению, неприступное злу и искушению, нравственное существо Божие оставалось закрытым в сияющих глубинах Его бесконечности, неисследуемых и непостижимых для умов конечных. Из этих умов, созданных свободными, некоторые, то есть Ангелы, вольным действием своей свободы, возмутились против Божества; другие, то есть первая чета людей, поставленные в положение низшее, удалились от своего Творца действием хотя также свободным, но вызванным искушением извне. Эти последние, не столько виновные как первые, получили обетование искупления и прощения.

С течением веков, в час, назначенный Его премудростью, Бог снова явил Себя твари в Сыне Человеческом, и это явление было полнее первого. Чего не могла поведать неизмеримость творения, что оставалось сокрытым в блистаниях тверди, то было открыто в тесных границах человеческого естества. Божие Слово явилось как существо нравственное по преимуществу, как единственное нравственное существо.

Зло подступало к Сыну Человеческому, и Он остался неприступен злу; был искушен и победил искушения; единый правый и единый чистый, Он принял на Себя из любви к грешнику тяжесть, поношения и кару греха, которого гнушался: испытанный скорбью, уничижением и смертью, Он принял скорбь, унижение и смерть за преступников, не признававших Его, за кровожадных людей, умертвивших Его, за малодушных, отрекавшихся от Него; Владыка всего творения и достойный славы Божественной, Он всему покорился, покорился до того, что даже почувствовал Себя оставленным от Самого Бога (Ин. 19, 28); но не покинул людей, Своих братьев, на заслуженное ими бедствие.

Вечное Божие сострадание к твари, жертва очистительная за грехи мира, закланная единожды, но постоянно приносимая в Вечности, Он погасил Своей кровью пламень Божественной правды (соделав ее как бы неправой), дабы всесильно было милосердие Божественное. Таким образом, в Нем, и в Нем Одном, падшие разумные твари обрели блаженство, и в Нем же оправдалось и восполнилось блаженство тех, которые избежали падения потому лишь, что не подвергались искушению. И мы знаем, что в силу Своей неизреченной любви и добровольной жертвы (Ин. 10, 17,18) Он есть возлюбленный Сын Отчий и что всякая святость, всякое совершенство и всякая слава Ему принадлежат во веки веков.

В Своей правде и в Своей милости Бог изволил, чтобы точно так же, как единственное нравственное существо, Христос, силой безграничной Своей любви принял на Себя человеческие грехи и справедливую за них казнь, мог и человек силой своей веры и своей любви к Спасителю отрекаться от своей личности, личности греховной и злой, и облекаться в святость и совершенство своего Спасителя.

Соединенный таким образом со Христом, человек уже не то, чем он был, не одинокая личность; он стал членом Церкви, которая есть Тело Христово, и жизнь его стала нераздельной частью высшей жизни, которой она свободно себя подчинила. Спаситель живет в Своей Церкви, Он живет в нас, Он ходатайствует, а мы молимся; Он поручает нас Благости Божией, а мы взаимно друг друга поручаем своему Творцу; Он предлагает Себя в вечную жертву, а мы приносим Отцу эту жертву прославления, благодарения и умилостивления за нас самих и за всех наших братьев, как тех, которые пребывают еще в опасностях земной борьбы, так и тех, которых смерть привела уже в тихое, возносительное движение небесного блаженства, какова бы затем ни была степень дарованной им славы – все равно» (Хомяков А.С. «Полное собрание сочинений». М., 1911г. Том II).

Возлюбленные о Господе христолюбивые чада благообразные церковные, живущие в пределах богохранимой земли Тульской!

Поздравляю всех вас со светлейшим Праздником Святой Пасхи и с пасхальным лобзанием приветствую всерадостными и вечно животворными словами: «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!»

Молитвенно желаю вам многих великих и неизреченных милостей от Воскресшего Господа, Спасителя нашего.

Будем, возлюбленные, всегда пребывать в единении с Воскресшим Господом в Таинстве Причащения, от которого все причащающиеся живы во веки, ибо оно есть залог нашего воскресения в жизнь вечную во Христе, чтобы нам праздновать Пасху Божественную со всеми святыми, «истее причащатися в невечернем дни Царствия» Христова (9-я песнь пасхального канона).

Радуясь и торжествуя, молитвенно возблагодарим и воспрославим в сердцах своих Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, «упразднившего смерть и всем даровавшего нетление обетованием воскресения» (св.Афанасий Великий. «Слово о воплощении Бога-Слова», 32. Творения, изд. 2, ч. 1, с. 232).

«Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития, вечнаго начало» (7-я песнь пасхального канона).

Возлюбленные, «приветствуйте друг друга лобзанием любви. Мир вам во Христе Иисусе!» (1 Пет. 5, 14).

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

Божией милостию смиренный,
+Алексий, архиепископ Тульский и Белевский 

Пасха Христова

2007 года

в богоспасаемом граде Туле