«Ныне родился Вам Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 11)
Возлюбленные о Господе всечестные отцы,
боголюбивые иноки и инокини, христоименитые братья и сестры!
Два тысячелетия назад услышали эту благую весть от Светозарного Небожителя простые Вифлеемские пастухи, несшие по обычаю своему ночной дозор своего стада. С тех пор даже и до днесь Единая Святая Соборная Апостольская Христова Церковь неумолчно по всему лицу земли являет свидетельство спасительного для всех земнородных факта Боговоплощения, стремясь донести до слуха и сознания каждого поколения потомков первозданного Адама великую радость – рождение среди людей Такого Человека, в Котором Ипостасно, то есть Личностно соединены два естества, две сущности, две природы – несозданная Божественная и сотворенная человеческая.
Во Христе Иисусе мы, люди, имеем реальный опыт жизненного соединения Божества и человечества без изменения или искажения свойств и действований, присущих каждому естеству по их природе. Таким образом, в потоке исторического времени в роде людском явилась такая Личность, Которая не только в Себе Самом совершенно обожила тварное человеческое естество, но и открыла всем Своим братьям и сестрам по плоти, единосущным с Нею по человеческому естеству людским индивидам, реальную возможность по дару Превосходящей благости Творца мира достигать личного соединения с нетварной Божественной Жизнью, или личного обожения.
Разве не радость, что наше естество, в первозданном Адаме научившееся удобопреклонности ко злу более, чем к добру во Христе, Сыне Божием и Сыне Приснодевы Марии, вновь обрело навык добротолюбия и послушания воле Божией?! Причем степень этого навыка в жизни Христа проявила себя настолько, что, указывая на Него иудейскому народу, образованный представитель языческой античности свидетельствовал: ««Се, Человек»» (Ин. 19, 5).
Именно в этом факте явления во Христе Иисусе полноты Богоподобия человечества для всех людей открылся источник неиссякаемой радости, или, как сказал Ангел Божий, великой радости. Почему радости? Это прекрасно изъясняет преподобный Максим Исповедник, говоря, что «через воплощение Бога Слова человек приобрел надежду на воскресение и вечную жизнь, унаследовать которую он призван приобщением Иисусу Христу, Который послушанием расторгнул осуждение прародительского греха, и смертию упразднил державу смерти. Так что как в Адаме все умирали, так во Христе все ожили. (1 Кор. 15, 22) Смысл этой радости должен быть понятен каждому отдельно взятому человеку и всему общечеловеческому братству.
Разве не радуются все и каждый, когда узнают, что один из нас совершил доблестный подвиг или дело, выходящее за рамки привычного понимания, например, впервые вышел в открытый космос какой-то человек?! В этом факте реальный опыт одного, в силу единства рода, становится всеобщим достоянием, хотя и в качестве возможности для прочих человеческих личностей. После освоения космического пространства одним человеком все люди знают, что при определенных усилиях со стороны каждого из них и им доступно встать в один ряд с первопроходцем.
Именно в этом смысле Господь наш Иисус Христос именуется Спасителем человеческого рода. Он – Подвигоположник наш, Началовождь, Возглавитель нового человечества, Новый Адам – Глава Святого Своего Тела – Церкви (Еф. 5, 23), в которой силой содействующей благодати Святого Духа всякий уверовавший, крестившийся и борющийся ради любви ко Христу со грехом обретает реальную возможность, при свободном стремлении к Боголюбию и доброделанию, достигать соединения со Христом по образу лозы и прививаемых к ней ветвей (Ин. 15, 5…), и в этом соединении достигать реального познания благости любви Бога и Отца, то есть личного обожения.
Вот почему Господь не оставил нам, Его последователям, какой-либо написанной им книги, но указал на Себя: «Я есть путь, Истина и Жизнь» (Ин. 14, 6) и засвидетельствовал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.»( Мф. 28, 20). И теперь Он непрестанно благодатным действием Своей любви привлекает всякого человека грядущего в мир в лоно Святой Своей Церкви, в объективно существующую в истории Богочеловеческую реальность.
Поэтому стремление достигать реальной приобщенности ко Христу чрез благодатное обновление всех своих душевных, духовных и телесных сил тайнодействия Святой Церкви, и есть цель земного бытия каждого христианина, доколе не вообразится в каждом из нас Христос, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова». (Еф. 4, 13)
Братия христиане! Словом мира и любви о родившемся нашего ради спасения в убогой Вифлеемской пещере Богомладенце Господе Иисусе Христе приветствую всех вас в благодатные дни святочного торжества с мироспасительными праздниками Рождества и Богоявления.
Молитвенно желаю вам благодатной духовной радости о Духе Святе, усвояющем нас во Христе Богу и Отцу, в меру усердие и стремление каждого из нас к Христоподражательному жительству, и призываю на все исполнение верных чад Святой нашей Матери Русской Православной Церкви в Богохранимых пределах Тульской епархии в новом лете благости Божией, совершающих свое спасение по сердечному зову Богоподражательной любви, свое ревностное и самоотверженное служение земному Отечеству и нашим близким, содействующее преизобильное Божие благословение, дабы делами, поступками, словами, мыслями и движениями всех чувств наших, святилось среди окружающих нас людей великое имя Святыя Троицы, Боготворца, Промыслителя, Искупителя, Освятителя, Судии и Мздовоздоятеля Нашего и всего рода человеческого.
Да будет грядущее Новолетие временем мира, духовного процветания, трудолюбного преумножения материального благополучия и благоволения Божия ко всем нам.
Божией милостью смиренный,
+Алексий, митрополит Тульский и Белевский
Рождество Христово
2002-2003 года
в богоспасаемом граде Туле