«Велие и преславное чудо совершися днесь: Дева раждает, и утроба не истлевает;  Слово воплощается, и Отца не отлучается.

Ангели с пастырьми славят, и мы с ними вопием: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
(Из праздничной стихиры на стиховне)

Возлюбленные о Господе всечестные отцы,
боголюбивые иноки и инокини, христоименитые братья и сестры!

Благоговейно, молитвенно, радостно и вдохновенно торжествует ныне полнота Святой Христовой Церкви, благовествуя миру великую благочестия тайну (1 Тим. 3, 16): Бог наш, Творец мира видимого и невидимого, Бог любви и мира, «многократно и многообразно говоривший издревле… в пророках, в последние дни сии», говорит «нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1, 1-2)

Совершилось спасительное таинство явления Бога во плоти, и миру воссиял Свет велий, Свет истинный – Христос Бог наш (Ин. 1, 4-5; 8. 12; 9, 5), и Вселенная узнала о воплотившемся Богомладенце: Ангел Господень в рождественскую ночь возвестил Вифлеемским пастырям «великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 10-11).

В мироспасительном факте Боговоплощения Христова Церковь не только ликует о безграничном и всеблагом Божием благоволении к падшему человеческому роду, но и выявляет безмерную глубину постигшего людей бедствия, избавление от которого потребовало участия не ангела, не человека-героя, но Самого Бога Творца.

Преподобный Антоний Великий, дивный христианский подвижник IV столетия, свидетельствует о сем: «Духовная природа наша с высоты славы и достоинства своего ниспала в бездну бесславия и унижения, но Милосердный Бог посетил ее благостью Своею, дав нам спасительные законы посредством раба Своего Моисея и прочих пророков.

Особенным и яснейшим образом Бог открыл нам благость Свою в Единородном Сыне Своем, Которого Он послал к нам на землю.

Сей вечный Сын Божий есть истинный Первосвященник, истинный Врач, Который может исцелить все болезни наши. Он облекся в тело наше и за грехи наши предал Себя в жертву Богу. Наша немощь была причиною того, что Он принял на Себя образ немощи; наша нищета побудила Его облечься в образ нищеты; наша мертвенность подвергла Его поносной смерти. Он претерпел за нас жестокие мучения, и Его смерть оживила нас» (Письмо к монахам 6-е), так что, по величайшей и необъятной любви Божией к роду человеческому, все мы с Рождеством Христовым сподобились получить благодатные дары, подаваемые действием Святаго Духа в таинствах церковных.

А чрез них и по молитвам Церкви мы имеем крепкую надежду на высшее и вечное небесное блаженство, которое дарует Господь всем любящим Его, если только последуем в своей жизни оставленному нам духовному завету прп. Антония Великого: «рассуждайте о великих благодеяниях, дарованных нам Спасителем нашим: по причине склонности нашей ко греху и согласия нашего с волею врага Божия, отца лжи, мы из существ разумных сделались неразумными, но благость Божия восставила нас от падения нашего и открыла нам источник мудрости в Духе Божием.

Кто грешит против ближнего своего, тот грешит против самого себя, кто делает зло ближнему своему, тот делает зло душе своей.

Мы должны все силы свои употреблять к тому, чтобы добрыми делами и любовию друг к другу умножать в себе благодать Божию. Мы не должны любить только самих себя, чтобы не сделаться добычею врага.

Должно любить Бога, а кто любит Бога, тот любит всех.

Тело, в которое вы облечены, соделайте жертвенником, возлагайте на сей жертвенник все нечистые мысли и, возвысив сердце и ум свой к Богу, просите Его, чтобы Он ниспослал вам свыше Свой невещественный огонь и пожег оным все положенное вами на жертвеннике тела вашего. Тогда священники Вааловы, то есть подчиненные сатане ангелы тьмы, побегут от лица вашего, как побежали они некогда от пророка Илии. Тогда отверзнется для вас и Небесный Божественный источник, из которого прольется на вас духовный дождь – благодать Духа Утешителя» (Письмо к монахам 6-е).

Действием сей спасительной благодати движимый и силою ее поставленный быть пастырем боголюбивых душ ваших, обращаюсь к вам, возлюбленные, словом мира и любви о рождшемся Христе Спасителе и поздравляю всех вас с преславным праздником Рождества по плоти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и Новолетием благости Его.
Да благословит всех нас родившийся в убогой Вифлеемской пещере от Пречистой Девы Царь славы щедрым Своим небесным благословением и да подаст нам Свою обильную помощь в прохождении земной жизни в ревностном исполнении спасительных Его заповедей, в радости веры, в мире и благополучии, в братолюбии и взаимной благожелательности, в надежде вечного спасения, в крепости сил душевных и телесных, для продолжения в новом году творческого христианского служения на благо наших ближних и родного Отечества. «Мир Божий, превосходящий всяк ум, да соблюдет сердца ваши и разумения ваши во Христе Иисусе» (Флп. 4, 7)

Божией милостью смиренный,
+Алексий митрополит Тульский и Белевский

Рождество Христово

2005-2006 года

в богоспасаемом граде Туле