«Преславное таинство устрояется днесь, обновляется естество,
и Бог Человек бывает».
(Стихира на стиховне Иоанна монаха 26 декабря)
Возлюбленные о Господе всечестные отцы,
боголюбивые иноки и инокини,
христоименитые братья и сестры!
Наступил благословенный и радостный день мироспасительного Рождества Христова, когда открылась всеобъемлющая любовь Божия к Своему созданию: «Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него» (1 Ин. 4. 9).
Сила любви Божией столь необъятна и неиссякаема, что, по учению святого апостола Павла, «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не могут отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 38-39), с пришествием Которого в мир человек удостаивается усыновления Богу Отцу и бессмертия чрез основанную Господом Церковь, объединяющую и освящающую людей спасительной верой, учением, любовью и благодатными Таинствами церковными, о чем Александрийский святитель Кирилл богомудрствует так:
«Бог Отец благоволил возобновить все во Христе и воссоздать сотворенное в первобытное состояние, послал к нам с Неба Единородного, так что все уверовавшие во Христа имеют единодушие между собою и усвоили как бы одно сердце через всецелое сходство в религии, послушание в вере и добролюбивый ум» (Кирилл Александрийский, свт. Творения. Кн.I. О поклонении и служении в духе и истине).
Тому, и единственно тому, поучает он душу свою – как бы благоугодить Богу, благодаря Его за Его благое промышление, в каких бы ни находился случайностях по жизни. В таком разумении и в такой вере в Бога – спасение и покой души», о котором прп. Антоний Великий говорит: «Люди обычно именуются умными по неправильному употреблению сего слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа умна, которые могут рассудить, что добро и что зло, и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то с великим к Богу благодарением. Эти одни поистине должны именоваться умными людьми.Истинно умный человек одну имеет заботу – вседушно повиноваться и угождать Богу всячески».
В начале XIX века преподобный Серафим Саровский дал определение цели христианской жизни, которое, на первый взгляд, может показаться слишком простым, но оно в краткой форме содержит Предание Православной Церкви: «Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святого Божия. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро суть средства для стяжания Святого Духа Божия.
Заметьте, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Духа Святого, все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией не дает. Вот почему Господь наш Иисус Христос сказал: «Всяк, иже не собирает со Мной, расточает» (Мф. 12, 30).
«Другими словами, для христианина не существует автономного добра: доброе дело хорошо лишь постольку, поскольку оно служит нашему соединению с Богом, поскольку оно способствует стяжанию благодати. Добродетели – не цель, а средства, или, вернее, симптомы, внешние проявления христианской жизни, так как единственная цель есть стяжание благодати».
Церковь, в которой происходит соединение людей с Богом, есть одновременно и Тело Христа и полнота Духа Святого, «Наполняющего все во всем» (Еф. 1, 23). Единство Тела относится к естеству, единому человеку во Христе; полнота Духа относится к личностям, к каждому конкретному человеку. Таким образом, по своему естеству каждый из нас является частью, одним из членов Тела Христова, но, как личность, он есть существо, содержащее в себе неделимое целое. Святой Дух, почивающий, как царское помазание на человечестве Сына Божия – Главы Церкви, сообщает Себя каждому члену этого тела, создавая многих помазанников Божиих.
Но если человек не обращается к Богу по собственной своей воле и непринужденному желанию, не прибегает к Нему в молитве, он не может исцелиться, не может переживать реального единения с Богом. Необходимо, чтобы это состояние было сознательным и постоянным, как дыхание, как биение сердца. Преподобный Серафим указал, что большинству из нас, христиан настоящего времени, не хватает для этого собственной решимости.
Возлюбленные! В этот светлый Рождественский праздник припадем с верой и любовию к Богомладенцу Христу и в преизбытке благоговейного и благодарного чувства воспрославим Его явление в мир.
В праздничном восторге души молитвенно испросим у Рождшегося Господа ниспослания нам в Новом году многих Его милостей, новых духовных и телесных сил, чтобы каждому из нас успешно трудиться на своем поприще, а также в великом, спасительном созидании между всеми людьми мирной жизни, сотрудничества, братства и взаимной любви.
Во исполнение нашего высокого христианского призвания (Ин. 15, 16-17; Мф. 12, 30) будем повсюду устранять вражду и ненависть, стремясь вместе со всеми людьми доброй воли к тому, что служит к миру (Рим. 14, 19). «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (Еф. 1, 2).
О, Христолюбцы, и по дару благодати Господней духовные чада мои, живущие в богохранимых пределах земли Тульской! Вседушевно приветствую вас с мироспасительным праздником Рождества по плоти от Пренепорочной и Пречистой Девы Марии и Духа Святого Христа Жизнодавца и в духовном восторге обращаю к вам благоуветливый глагол апостольского благовестия: «Христос рождается, славите, Христос с небес – срящите, Христос на земли – возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися».****
Божией милостью смиренный,
+Алексий, митрополит Тульский и Ефремовский
Рождество Христово
2008-2009 года
в богоспасаемом граде Туле
* Антоний Великий, св. О доброй нравственности и святой жизни, в 170 главах // Добротолюбие. Т.1.
** Беседа старца Серафима с Н.А.Мотовиловым о цели христианской жизни.
***Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Глава Х. Путь соединения.
****Ирмос 1-й песни Рождественского канона.