«Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти»
(1 Тим. 3, 16)
Возлюбленные о Господе всечестные отцы,
боголюбивые иноки и инокини,
христоименитые братья и сестры!
В этих словах спасительного апостольского благовестия содержится высшая радость христианской веры и трепетное, благоговейное восприятие человеческим сердцем полноты откровения не только о Боге, но и о человеке. В факте воплощения Бога Слова, Единого от Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы, раскрывается и осуществляется подлинный смысл бытия людей и Вселенной.
Во Христе Богочеловеке явлена мера и высший предел человеческой жизни, ибо, по свидетельству священномученика Иринея, епископа Лионского, ученика Смирнского священномученика Поликарпа, бывшего учеником Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, «Сын Божий стал Сыном человеческим, чтобы и человек стал сыном Божиим» (1).
В ипостасном восприятии Единородным Богом Словом в неслитное, неизменное, нераздельное и неразлучное соединение с Его Божеством единосущного нам человеческого естества не только восстановлена первозданная целостность и полнота человеческой природы. Произошло не только возвращение к утраченному в грехопадении богообщению, но человек обновляется, воссозидается, новотворится «и совершается дело, новейшее из всего нового, дело, которое одно только ново под солнцем» (2); ибо человеческое естество во Второй Ипостаси Живоночальной Троицы не только помазуется сверхъестественным излиянием благодати, но принимается в ипостасное единство со Словом, как собственное Ему человечество.
Вот почему в факте Боговоплощения имеющая ум Христов Святая Его Церковь видит смысл и путь спасения для всех рожденных в потомстве падшего прародителя людей. «То спасается, что соединяется с Богом» (3) – это основное свидетельство богословия Святых Отцов всех времен от Иринея Лионского к Афанасию Александрийскому, Святым Отцам-Капподокийцам, Максиму Исповеднику, Иоанну Дамаскину даже и до сего дня.
В воплощении Единородного Сына и Слова Божия сбывается человеческая судьба, свершается предвечное Троическое изволение о человеке и мироздании, является «от века утаенное и ангелом несведомое таинство» (4). Отныне, по слову апостола Павла, жизнь человека «сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3: 3).
Воплощение Слова стало истинным Богоявлением, воспринятым и переживаемым как самовидцами его, так через них и нами, прежде всего, как явление Жизни: «ибо Жизнь явилась, и мы видели, и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную Жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1 Ин. 1: 1-2).
Но Воплощением Единородного Сына Божия только начинается евангельская история, исполняется же она в крестной Его смерти и воскресении, вознесении, одесную Бога Отца сидении и ниспослании нам от Бога и Отца Предвечно исходящего иного Утешителя Духа Истины (Ин. 14: 16), открывающих нам Христово Богочеловечество, как Дверь нашего личного спасения и восприятия подлинной вечной жизни «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10: 9). Опытно переживая Христа, как Путь, Истину и Жизнь (Ин. 14:6), в осуществлении каждой человеческой личностью неразрывного органического единства со всей полнотой Святой Церкви – Его таинственного Тела (Еф. 1: 22, 23), через крещальное умирание и сопогребение Христу и возрождение с Ним в водах спасительной купели. В этом – непреложный закон восприятия нами Истинной Жизни: «что Ты сеешь, не оживет, если не умрет» (1 Кор. 15: 36). «Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти» (1 Тим. 3: 16), ибо дивным явлением Своим во плоти Божественное изволение не упраздняет изначального законоположения человеческого самовластия, не отменяет и не нарушает Богодарованного закона человеческой свободы. Божественная Жизнь добровольно является не во славе, но в уничижении, так что не многие из нас под «зраком раба» (Флп. 2: 7) узнавали и узнают Господа Славы, но кто узнал, – то не силой естественной прозорливости, а по Отчему откровению (Мф. 16: 17). Воплощенное Слово явилось на земле как человек среди человеков, и Собою собирает в Себя все человечество, сотворяя людей сынами Бога, «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1: 12).
Воплощение и рождение от Духа Святого и Марии Приснодевы Богородицы Богомладенца Христа есть праздник любви и мира, который воспели ангельские силы, возгласив: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2: 13, 14), а богоглаголивый вселенский учитель Григорий Богослов зовет и каждого из нас: «почти чревоношение и скачи, если не как Иоанн во чреве, то как Давид при упокоении Кивота; уваж перепись, по которой и ты вписан на небесах; поклоняйся рождеству, через которое освободился ты от уз рождения; воздай честь малому Вифлеему…, иди со звездой, принеси с волхвами дары – золото, и ливан, и смирну – как Царю, и как Богу, и как умершему ради тебя; прославь с пастырями, ликуй с Ангелами,
воспой с Архангелами, да составится общее торжество небесных и земных
сил…. Шествуй непорочно по всем возрастам и силам Христовым. Как Христов ученик, очистись, обрежься, отними лежащее на тебе с рождения покрывало… Претерпи, если нужно, побиение. Испей оцет, ищи заплеваний, прими ударение в ланиту… Распнись, умри и прими погребение со Христом, да с Ним и воскреснешь, и прославишься, и воцаришься, зря Бога во всем Его величии и Им зримый…».
Возлюбленные о рождшемся Господе христолюбцы и по дару благодати Живоначальной Троицы братья и сестры, чада моя духовные! Вседушевно поздравляю Вас с мироспасительным и светоносным праздником Рождества по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и с Новолетием благости Его!
Преклоняя колена сердца пред убогими вифлеемскими яслями, в которых недреманно почивает Богомладенец и Спас душ наших, со смирением испрашиваю у безмерной Его благости ниспослания благодатной Его помощи для усердного исполнения в нашей жизни святых заветов Господних и для новых творческих свершений на радость Матери Церкви и благо нашей Отчизны.
Царство Любви и Мира да торжествуют в душах наших! «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5; 23). Аминь.
Божией милостью смиренный,
+Алексий, митрополит Тульский и Ефремовский
Рождество Христово
2009-2010 года
в богоспасаемом граде Туле
1. Ириней Лионский, св. Против ересей.Кн. III, 10,2.
2. Иоанн Дамаскин, прп.Точное изложение православной веры. Кн. 3 гл. 1.
3. Григорий Богослов, свт. Письмо к Кледонию, 3.
4. Богородичен воскресный глас 4.