Вифлее́ме, уготовися, благоукраси́теся, ясли, верте́пе, приими́ –
Истина прии́де… Бог человеком от Девы явися…
(Тропарь на 1-м часе, в предпразднство Рождества Христова)

Возлюбленные о Господе всечестные отцы,
боголюбивые иноки и инокини,
христоименитые братья и сестры!

Милостью Божиею ныне, как и ежегодно, боголюбивая полнота Святой Русской Православной Церкви, молитвенно ликующе и светозарно торжествуя, единомысленно и единодушно прославляет мироспасительное событие Рождества по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Который по благоволению Бога и Отца всего (Еф. 1, 3), содействием отОтца исходящего (Ин. 15, 26) Святого Духа сошел с Небес и воплотился, и вочеловечился от Пренепорочной и Преблагословенной, Всепречистой Марии Приснодевы-Богородицы. Когда исполнилось богопредвиденное время (Гал. 4, 4), в истории богозданного миробы́тия и рода человеческого совершилось дивное, прежде всех веков предуведенное и предуставленное во всеблагом совете Пресу́щественной и Пребожественной Живоначальной Троицы священное событие. Рождение Богомладенца Христа – Емману́ила, пророчески предвозвещенное более чем за семь столетий ветхозаветным евангелистом святым пророком Исаией: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Емману́ил» (Ис. 7, 14), «…что значит: с нами Бог» (Мф. 1, 23). Этим премудрым и всеблагим действием Триединого Бога, «во что желают проникнуть Ангелы» (1 Пет. 1, 12), положено несокрушимое основание примирения самовольным грехолюбием впадшего в смертотворчество человечества со всесвятым Триипостасным Божеством. В собезначальном Отцу и Святому Духу Единородном Божием Сыне неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно воипостасно соединились до того непреодолимо сущностно расстоящиеся естества: Божие и человеческое. Соединились так, что состояние и свойства Божественной природы в Боге-Слове стали собственными для природы человеческой, а свойства и состояния человеческого естества стали в Нем столь же собственными для естества Божественного, чтобы обновить и освятить, и совершенно обожить в Единородном Божием Сыне единую и общую всем людям человеческую природу, лишившуюся в Адаме первозданном через самовластное грехопадение прародителей способности богоприемно, по доброхотному сходству с Богом достигать в межличностном общении и взаимодействии с всеблагим Творцом своего богоподобия, как цели человеческого благобытия. Через возглавление человечества Сыном и Словом Божиим естество наше достигло в Нем в совершенно богоподобной (Ин. 6, 38; Лк. 22, 42) жизни и добровольной по любви к нам смерти (Ин. 10, 18) и по победоносном воскресении присноблагобытия, открыв нам возможность по доброхотному сходству со Христом достигать личного обожения, «да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15, 28). Воистину «явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога. Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3, 7). Сорадуясь и свеселясь этому, «ликуют ангелы на небеси, и радуются человецы днесь, играет же вся тварь, рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа» (Литийная стихира праздника). И преславный свидетель, и провозвестник истины святитель Григорий Нисский возвещает, что  «Единородный Бог, будучи Богом по естеству, и Владыкой всего, и Царем всей твари, и Творцом всего сущего, и восстановителем падших, по Своему величайшему человеколюбию благоволил и падшее грехом естество наше не только не отвергнуть от общения с Собой, но и опять восприять в жизнь. Сам Он есть жизнь (Ин. 14, 6), посему, когда род человеческий был на краю погибели, когда зло в нас возросло до крайней степени, тогда Он, чтобы не оставить никакого зла не уврачеванным, приемлет примешение к уничиженному естеству нашему, и, восприяв человека в Себя и Сам быв в человеке, как говорит к ученикам: “И вы во Мне, и Я в вас” (Ин. 14, 20), чем был Сам, тем соделал и того, с кем соединился. Сам же Он был вечно превышним. Поэтому превознес и уничиженное… Итак, что было во Христе, сущем у Отца прежде бытия мира, то также принадлежит и соединившемуся со Христом при конце веков человеку… Таким образом, создан был новый поистине человек, который первый и один показал на Себе такой способ явления в бытие, Который был создан божественно, а не человечески; потому что Божеская сила одинаково проникала весь состав (воспринятого Им человеческого) естества, так что ни то, ни другое не было лишено Божества, но в обоих, то есть в теле и душе, Оно, как и до́лжно, пребывало приличным и соответствующим природе каждого образом. И как во время рождения сего Человека Божество, прежде всех веков существующее и вовек пребывающее, не имело нужды в рождении, но при образовании Сего человека, вдруг став едино с Ним, является вместе с Ним и при рождении; так Оно… (и по смерти), восстает…, в Себе воскрешая падшего», «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

Возлюбленные о родившемся Богомладенце Емману́иле боголюбезнейшие духовные чада Святой Христовой Церкви, в пределах Тульской митрополии живущие: собратья и сослужители моей мерности в Евангельском благовестии, христолюбивые иноки и инокини монашеских обителей богохранимой земли Тульской, творчески одаренная и христиански ответственная православная молодежь и всё христоименитых людей множество! Вседушевно поздравляю вас, мои дорогие, с радостоносным и светлосиянным праздником Рождества Христова, Новолетием благости Божией и грядущим торжеством Богоявления. И в эти дивные Святочные дни, являющие всеобъемлющую любовь и благость Божию к Своему созданию, молитвенно желаю вам обновиться духом благочестия в вере, надежде и любви, да будут, содействующу Святому Духу, благоуспешны наши труды во славу Божию, на радость окружающим нас людям, во благо и процветание родного Отечества и любимого благословенного Тульского края.

«Посему, возлюбленные, – увещает нас первоверховный апостол Петр, – препоя́сав чре́сла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: “Будьте святы, потому что Я свят”» (1 Пет. 1, 13-16).

«Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота. Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией…, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь (1 Пет. 4, 7-11)».

Божией милостью смиренный,
+Алексий, митрополит Тульский и Ефремовский

Рождество Христово

2018/2019 года                                      

в богоспасаемом граде Туле