Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию и крестный ход в тульском храме Кремлевской колокольни в честь святой великокняжеской четы Димитрия Донского и преподобной Евфросинии, в сослужении местного духовенства.

На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.

По заамвонной молитве совершено славление перед местночтимым образом Пречистой Девы Марии, именуемом «Казанский».

На заупокойной ектении присутствовавшими совершено сугубое моление об упокоении в селении праведных приснопамятных благоверного князя Димитрия Пожарского, боголюбивого Нижегородского старосты Кузьмы Минина, Костромского гражданина Ивана Сусанина, христолюбивого воинства, благочестивого казачества и всех народных ополченцев, победы ради над польско-литовскими захватчиками в лихолетье Смутного времени, в начале XVII века, потрудившихся.

По окончании богослужения митрополит Алексий обратился к собравшимся с просветительским словом на тему праздника: «Словом мира и любви о Христе приветствую всех вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры, в сей благознаменитый день в истории и сегодняшнем проявлении жизни нашего богоспасаемого и богохранимого Отечества, когда мы благочестно воспоминаем событие спасения и первопрестольного града Москвы, и всей земли Русской от потрясения и уклонения от исполнения жизненосных и жизнеутверждающих святых Христовых заповедей, которое, как цунами в начале 17-го столетия, нахлынули волна за войной и привели наших предков к тому, чтобы отвернуться от заповедей, оставленных на века чадам Церкви Русской благоверным и равноапостольным князем-крестителем Владимиром: «Русь святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение!» Не в поисках земного комфорта и земного благополучия заключена цель жизни человеческой, а в поисках чистоты, красоты и нетления Царства Небесного.

И тогда, когда последний из рода Рюриковичей на Московском царственном престоле и родовитые бояре, составлявшие Государеву Думу, и стрельцы в своем большинстве, то есть войско государства Московского, и вольное казачество, и простой народ, живший в пределах первопрестольного града, погрязли в малодушии, неверности, отвергнувших их с пути поиска прежде всего Царства Небесного и правды его (Мф. 6:33), тогда и по совершенному богозданному закону миробытия богонечувствие и богозавбение, сеемое свободным, разумным предпочтительным выбором человеческих сердец, повергло их и Отечество наше в страшные потрясения.

Центральная Россия конца XVI—начала XVII веков, красовавшаяся внешней обрядностью, как мыльный пузырь, лопнула, испустив один гной самомнения, тщеславия и богонечувствия. Остался малый остаток с чувством горькой оскомины духовного бесплодия. А куда ушла живая сила отеческой веры и благочестия? Писал Патриарх Гермоген, что ничто вас не соединит вместе, как только покаяние, а оно в вас никогда не проснется и не всколыхнется спасительно-действенно, если мы, взор свой низводя в сокрушении в глубину сердец, не будем покаянно пламенеть перед ликом Пречистой в горячей молитве и самозабвенном желании христоподобия: творить не свою волю, а волю Небесного Отца (Ин. 6: 38). Если не будем слышать непрестанно, ревностно и твердо исполнять заповедь Богоматери: «Что вам говорит Сын мой, делайте» (Ин. 2:5), исправляйтесь, приносите плод покаянный. «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его» (Мф. 6: 33), научитесь от Христа кротости и смирению (Мф. 11: 29), а Отец ваш Небесный знает, в чем вы нужду имеете (Мф. 6: 8) и помилует вас. Молитесь Богу не словами на показ, а покаянными делами.

Тогда действительно обратились пращуры наши к Пречистой Божией Матери, взяв новоявленную в Казани чудотворную икону, и с ней, уповая на благодатный Покров Богородицы, русской земли Заступницы, пошли освобождать Москву. И до этого ополчение, собранное в Рязани, под руководством Прокопия Ляпунова в 1611 году, а позднее ополчение под руководством князя Михаила Васильевича Скопин-Шуйского пыталось освободить Москву, захваченную Лжедмитрием 2. Шли на Москву, и казалось бы, освободили Первопрестольную, но в малодушии и маловерии не раскаялись и смиренно Бога не призвали, покоряться во всем воле Божией не захотели, а только стремились восстановить прежний порядок политической власти — и опять ничего не вышло. И только, когда один из побочной линии потомков Рюриковичей, потомственный суздальский князь Дмитрий Михайлович Пожарский, к тому времени бывший Зарайским воеводой, согласился как опытный военачальник возглавить и войско, и народное ополчение. Как Кузьма Минин, будучи Нижегородским старостой, от всех свидетельствовавший: все отдадим ради победы — если сами не отдадим, то придут и не только имущество, но нас с лица земли сотрут.

Но не сами по себе, а под покровом Божией Матери с покаянием будем спасать и веру, и Отечество. И тогда приобрели оружие, обучились военному делу, отговев, причастились Христовых Таин, из Ярославля пришли в Сергиеву Лавру, затем и на Москву, и дали победоносный отпор по последнему тогдашнему слову европейской техники вооруженному профессиональному польскому войску.

Вот и мы сейчас видим своими глазами эту Казанскую икону Божией Матери, что ласковым взором проникает внутренне в сердца наши, даруя откровение Божьего замысла о нас, через слышание Ее заветных слов, открывает всю глубину нашего предназначения. Как мы, христиане ХХI века, на это откликаемся, каково наше отношение, какова реакция? Что мы будем просить сейчас у Божией Матери: помощи в решении задач повседневной земной суеты или силы услышать и исполнить то, что Она говорит: «Все, что Сын Мой вам заповедал, вы сделайте» (Ин. 2:5), а иначе мы вводим через свое грехолюбте смерть в реальность миробытия.

И дай Бог, чтобы сегодня, сопоставляя себя, в 410-й раз в истории Отечества нашего с историческим опытом прошлого, собираясь вокруг Казанского образа Пресвятой Богородицы по всем континентам Земного шара под сводами наших православных храмов, мы уже в 18-й раз в новейшей истории нашей собирались бы не ради желания только земного блага, а чтобы искать прежде всего Царствия Божия и правды Его (Мф. 6: 33). За этот поиск самая «вода» веры, надежды и любви нашей к Богу превратится содействием Его благодати в цельбоносное «вино» жизни нетления и бессмертия. И нам приложится благостию Божией тихое веяние Божественной мудрости и откроется правильное ощущение разумной достаточности во всем.

В этот праздничный день желаю благодатью Господней исполняться этой радостоносной силы истины и искать всегда и во всем, прежде всего, Царства Божия и правды Его!

Причастников в этот праздничный день вседушевно поздравляю с принятием Святых Христовых Таин!

Милость Божия да пребывает со всеми нами!»

Марина Полянская, фото Александра Морозова