Словом мира и любви о Христе приветствую всех вас на пленарном заседании Двенадцатых Областных Рождественских образовательных чтений, проводимых двумя епархиями Тульской митрополии Русской Православной Церкви и Правительством Тульской области в целях сохранения и преумножения исконных культурных, нравственных, патриотических ценностей и укрепления духовного единства жителей нашего родного края на тему: «НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА», что дает нам возможность на региональном уровне выявить свое единодушие с XXVI Международными Рождественскими образовательными чтениями — крупнейшим в современном мире Вселенского Православия церковно- общественным форумом. Как всегда, этот форум пройдет в Москве, на сей раз 24-26 января 2018 года. В настоящих региональных Чтениях принимают участие более 3500 человек: учителя школ, педагоги и воспитатели учреждений дошкольного и дополнительного образования, ученые, представители государственных и муниципальных органов власти, преподаватели высшей школы, приходских и монастырских воскресных школ, духовенство, активисты родительской общественности, СМИ.
В ходе работы секций планируется заслушать на 66 образовательных площадках доклады по актуальным проблемам образования и воспитания детей и юношества, проанализировать пути дальнейшего развития сотрудничества государства, Церкви и институтов гражданского общества в сфере воспитания на современном этапе. Состоится обмен опытом по использованию эффективных образовательных практик. Будут определены дальнейшие перспективы сотрудничества администрации Тульской области, органов местного самоуправления, института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области и профильных подразделений Тульской митрополии в решении вопросов, связанных с вышеозначенными целями, а также обобщен представленный позитивный опыт реализации системного подхода в дальнейшем осуществлении нашего общественно значимого сотрудничества в образовательных учреждениях на Тульской земле. Сформулированные на секциях в ходе обсуждений предложения будут способствовать совершенствованию форм нашего взаимодействия, ориентированных на воспитание гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность как за полученное от предшествующих поколений историческое культурное наследие, так и за настоящее и будущее нашей страны. Богословская мысль говорит нам, что нравственность есть богоданный природный закон бытия богосообразного человеческого естества, формирующий отношение человека к своему Творцу, а также к другому человеку, обществу и окружающему богозданному миру. По слову Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Кирилла: «Нет ничего другого, что могло бы так объединять людей, как участие в добрых делах, ибо совершение добра по отношению к людям приводит к установлению особой духовной связи между тем, кто делает добро, и тем, кто это добро принимает. У многих в памяти сохраняются имена людей, которым они помогли, как и получившие помощь, особенно критически необходимую, навсегда сохраняют в своей памяти имена тех, кто им помог. Намерение создать такого рода систему во всей Церкви, которая позволила бы каждому настоятелю, каждому священнику, каждому активному прихожанину осознать, что вера без дел мертва (Иак. 2.26) и что самые первые шаги по совершению добрых дел мы должны делать в своем собственном приходе, желательно сообща, и вывело нас на то современное служение, которое осуществляется во всей Русской Православной Церкви». Эти слова Первосвятителя приводят нас к очевидному выводу: Нравственность, формируемая пониманием конкретным человеком смысла его жизни и деятельности и конечной их цели, одновременно является начальной ступенью и итогом человеческой жизни. Вспомним даже П.Я. Чаадаева, который при всей его очарованности западничеством в «Третьем философическом письме» отметил: «Чтобы размышлять, чтобы судить о вещах, необходимо иметь понятие о добре и зле. Отнимите у человека это понятие, и он не будет ни размышлять, ни судить, он не будет существом разумным. Этого понятия Бог не мог лишить нас ни на мгновение; Он нас и создал с ним». Единодушно со всей многомиллионной Полнотой нашей Церкви и многонациональной и поликонфессиональной семьей наших соотечественников вдумчиво и ответственно воспринимаем мы ныне уроки страшной трагедии, произошедшей в России в минувшем ХХ веке, после февральской и октябрьской революций 1917 года. Мы теперь знаем каким образом грандиозная идея построить мир свободным и справедливым привела к крови и беззаконию.
Как констатирует Святейший Владыка: «Люди стремились построить гуманное и справедливое общество, отвергнув духовные основы человеческой жизни и поставив нравственность в положение, подчиненное идеологии, что привело к оправданию несправедливости и к жестокости на пути построения “светлого будущего”. Опасность отхода общества от нравственных норм ведет к кризисам. Эту точку зрения разделяют представители всех традиционных религий России. И сегодня всем нам следует осознать, что никакого светлого будущего не будет, если вновь в стремлении к таковому будущему уже под влиянием новых идеологий станет разрушаться нравственная и духовная основа человеческого бытия. Нынешнее поколение не имеет права на повторение исторических ошибок».
Словом, и делом мы, православные христиане, призваны являть верность евангельским идеалам, свидетельствовать ближним и дальним о непреходящей ценности и практической значимости Божественных Христовых заповедей, которые суть основа истинного знания и доброкачественного образования. Недаром наш великий писатель, психолог и историософ Ф.М. Достоевский пророческим набатом предупреждает: «Если Бога нет, то все позволено. И что из того, что один гад съест другую гадину?». Из века в век, от поколения к поколению передаваемые как драгоценное жизнеутверждающее сокровище, абсолютные нравственные ценности — это наш общий фундамент.
На нем до недавнего времени развивалась вся человеческая цивилизация. В рамках христианской системы ценностей было сформировано представление о высоком Христоподобном достоинстве человека. Благодаря чему было осуждено и широко преодолено рабство, выработалась процедура объективного суда, сформировались высокие социально-политические стандарты жизни, определилась этика межличностных отношений, получили развитие наука и культура. И концепция прав человека возникла не без влияния христианского учения о богоподобном достоинстве человека, его свободе и нравственной жизни.
В христианской святоотеческой антропологии свобода и нравственность находятся в нерасторжимой взаимосвязи. Абсолютизация одной из них в ущерб другой неминуемо ведет к трагедии личности и общества. Сегодня на наших глазах, к сожалению, продолжается дехристианизация жизни, осуществляется губительный разрыв взаимосвязи прав человека и нравственного долга. Это в целом ряде западных государств наблюдается в законодательном оправдании с помощью прав человека безнравственных поступков и широкой популяризации их приоритета над обязанностями.
Традиционная мораль не имеет в современном общественном сознании прежнего значения, и пагубное предпочтение вседозволенности над чувством долга, лживо обещая свободу, порабощает своих приверженцев непреодолимому мучительному рабству страстям и деструктивным зависимостям.
Христоподобная же нравственность, явленная в жизни святых, и особенно близких к нам по времени новомученников и исповедников Церкви Русской, представляет собой движимую дыханием Святого Духа подлинную человеческую свободу (2 Кор. 3, 17) от грехолюбия, богонечувствия и богозабвения, и порождающей их гордыни. Свет нравственной красоты их жизни, содействующу Святому Духу, реализованной в результате ответственного выбора, ограничивающего себялюбивый эгоизм по Божией заповеди ради блага и пользы личности и всего общества, является «солью земли и светом мира» (Мф. 5, 13-14) и обеспечивает конструктивное развитие народной жизни, ее единство. Разрушение же нравственных норм и пропаганда нравственного релятивизма подрывает доброкачественное мировосприятие человека, что приводит к потере духовной и культурной идентичности и, как следствие, — самостоятельного места в истории. Как свидетельствует народная память, в жизни человечества вера, нравственность и культура неотделимы друг от друга. Нарушение этого органического единства приводит к губительным результатам. Нравственная составляющая всегда должна лежать в основе человеческого бытия, а она невозможна без религии, ибо только в религиозной традиции существует представление об абсолютных нравственных ценностях.
Участники Чтений уже отметили, что в последнее десятилетие значительно укрепились и расширились конструктивные связи между государственными органами в области образования и Русской Православной Церковью. Была подчеркнута востребованность и возрастающий интерес к изучению своей традиционной культуры и ее духовных корней. При этом отмечается благотворное влияние предмета ОПК на нравственное состояние учащихся, рост их ответственности в выборе гражданской и патриотической позиции. Участники Чтений указывают на необходимость продления этого курса (и других предметов блока Основ Религиозных Культур и Светской Этики по выбору) в течение всего школьного периода, вплоть до выпускного класса.
Единодушно с нашим Предстоятелем и всей полнотой Церкви и мы свидетельствуем: «Семья является структурной единицей стабильного, здорового социума, главным элементом солидарного общества. Сохранение народа, культуры, языка, государства — все это осуществляется при посредстве семьи. Семья — естественная среда передачи традиции. В ней мы сохраняем и передаем будущим поколениям историю, язык, культуру, религию, профессиональный и житейский опыт. Семья — это не только мы и наши дети, но и будущие поколения, которые нас не увидят, но непременно о нас узнают. Семья — это школа любви, а значит — школа приобретения вечного спасения. Без стремления к любви как высшей ценности ни семья, ни общество не смогут существовать в истории. Если традиция — это путь, по которому идет общество, то богоподобная жертвенная любовь — это конечная цель данного пути. Она дает силы и желание жить, наполняет жизнь смыслом в каждый момент истории».
Позвольте вседушевно поблагодарить настоящее высокое собрание и всех наших единомышленников за деятельное, активное участие в решении стоящих перед нами задач и святых целей, пожелать благих успехов в предстоящей нам работе и призвать щедрое Божие благословение на всех тружеников, устрояющих благополучие современного общества.