Уважаемый Владимир Алексеевич!
Высокий президиум! Досточтимое собрание!
Словом мира и любви о Христе приветствую всех вас на открытии Всероссийской научной конференции «Святые в истории России».
Текущий год, входящий в историю Отечества нашего преимущественно как год культуры, ознаменован масштабным Церковно – Государственным празднованием 700-летия благословенного сына Русского народа и богопрославленного сына Русской Церкви преподобного Сергия Радонежского, игумена земли Русской.
Вот и настоящая конференция является одной из ярких граней культурной жизни как нашего родного Тульского края, так и жизни нашей страны, нашего современного общества и всего русского мира.Приточной аналогией раскрывая Божественный творческий замысел о роли святых в человеческой цивилизации, Господь Иисус Христос, как видно из 5 главы Евангелия от Матфея (ст. 14 – 16), говорит: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Как видим, святой человек, доброхотно и добровольно реализующий свою жизнедеятельность в неуклонном исполнении Божественной жизнеутверждающей воли, не только опрозрачнивает свой внутренний мир для пронизывания его нетварными Божественными энергиями, но, подобно светильнику, источает этот Божественный, благодатный, радостотворный свет самосущей благости из себя окружающему миру. При этом, по замечанию святого апостола Павла (1 Кор. 15:41), как на небосводе множество светил имеют разные честь и достоинство по сравнению с солнцем, ибо только лишь отражают от себя источаемый солнцем свет, так и святые, не будучи самоисточными светильниками, каждый, в свою меру преломляя свет солнца правды Христа, сиянием своим служит благу окружающего его мира людей и природы, но не застит собой, а наоборот, по – особому, выявляет единство существа божественного света, наполняющего полнотой благобытия принимающих действие этого света по сходству с ним, верующих и верных Богу людей и по этому прославляющих и благодарящих не только и не столькосодержащего в себе благодатный свет святого, сколько освящающего его и просвещающего через него окружающих Единого Светозарного Щедродателя – Отца нашего Небесного.
Единство Божией благодати, воссиявающей во множестве конкретных, самосознающих человеческих инаковостей, свободно отдающих себя ее нетварному действию, сообщает им онтологическое единство с Богом, Который «есть любовь» (1Ин. 4; 16) и в Нем друг с другом, как общение в инаковости и инаковость в общении, или, что тоже – единство в свободе по закону жертвенной любви, составляющей реальность неразрывности и неслиянности Богочеловеческого единства Святой Церкви.
Десять с четвертью столетий назад животворящая сила Христовой Церкви стала присуща и Русскому народу, принявшему православную веру и святое крещение в Киевской купели Днепра в 988 году при равноапостольном князе Владимире. По мысли известного литературоведа и поэта XX века Валентина Арсентьевича Никитина: «Дух православия как нельзя более соответствовал духовному радикализму русской души, ее широте и открытости, ибо перед ней, нескованной нормами Европейской цивилизации, ничто не заслоняло реальности Бога».
История Церкви является раскрытием во времени домостроительства Святого Духа, по благоволению Бога Отца преображающего органически соединенных в единстве Церковного тела со своим главой Христом сам охотно и добровольно покоряющихся Евангельской благодати людей в богоподобных детей Царства Небесного. Дело Христа относится к общей всем человеческой природе, которую Он возглавляет в своей Божественной ипостаси. Дело же Святого Духа, относится к человеческим личностям, обращается к каждой из них в отдельности, сообщая тварным человеческим ипостасям полноту Божественности единственным, личностным образом, приспособляемым к каждому человеку как к личностной инаковости, созданной по образу Божиему. Поэтому при общности пути и сердцевины аскетического подвига христиан, мы видим различия по складу характера и склонности души. Из истории русской святости мы имеем свидетельства, которыми подчеркивается специфика именно русского народа, как особенно ревностного к Христоподрожательному жительству, почему и Божия Матерь при неоднократных явлениях своих русским святым говорила: «Господь наиболее прославляется в Русском народе». И мы верим этим свидетельствам, ибо сказаны они по откровению Святого Духа тем детям русского народа, кто подвигом жертвенной любви бескорыстной самоотдачей себя Богу и людям приобрели великую благодать. Так, в жизни преподобного Сергия воплотилась основная идея назначения России как Богозданной силы, неуклонно стремящейся к небесным целям, во исполнение заповеди Христа искать прежде всего «Царства Небесного и правды его» (Мф. 6;33). По мысли приснопамятного святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, «Преподобный Сергий в жизни Русской Церкви – явление величайшее. Святость жизни, его труды на благо Церкви, его вклад в объединение Русских земель вокруг Москвы и защита мирной жизни нашей Родины, имеют не приходящее значение. Всем своим обликом, делами Евангельской любви, словом христианской мудрости и непрестанной молитвой Пресвятой Троице за Церковь и страну нашу преподобный Сергий явил себя светильником веры Христовой, изрядным подвижником благочестия и миротворчества. Сила его христианского и патриотического подвига, его светлое, жизнеутверждающее мировосприятие воспламеняют и наши сердца верой в Бога и любовью к Родине». По мысли же выдающегося отечественного ученого и философа прошлого столетия священника Павла Флоренского, «тут дело в особой творческой связанности преподобного Сергия с душой Русского народа. Вглядываясь в Русскую историю в самую ткань Русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу: нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука – все эти линии Русской культуры сходятся к Преподобному. В лице его русский народ сознал себя, свое культурно – историческое место, свою культурную задачу. Тогда только, сознав себя, получил историческое право на самостоятельность. Куликово поле, вдохновленное и подготовленное у Троицы, еще за год до самой развязки было пробуждением Руси как народа исторического, осуществляющего в своем служении Богу и людям единство в свободе по закону жертвенной любви. Этот жизнеутверждающий Богоподобный принцип, которым живет и движется все богозданное миробытие, которым пронизано духовное пространство жизни Святого Православия, богословски выражен в крылатой фразе преподобного и богомудрого Сергия: «взиранием на Живоначальную Троицу преодолевать ненавистную рознь мира сего». Этот же принцип прекрасно показан в красках Сергиевым духовным последователем преподобным Андреем Рублевым в мировом шедевре его художественного гения – иконе Святой Троицы, источающей свой тихий свет мира и благорастворения сначала в Лавре Преподобного, а теперь в Никольском храме Третяковской галереи. Народное же сердце, духом благочестия принимая это вечное и нетленное сокровище, из рода в род передает этот святой и жизнеутверждающий завет: ”любовию и единением спасемся”. Так живой опыт жизни боголюбивой Сергиевой души живет и действует в веках, выявляясь во всем многообразии нашей национальной истории и культуры. Жертвенная любовь, которая “долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, никогда не перестает” (1 Кор. 13, 4-8), позволяет свободе каждого не уничтожить общего с другими, а единству в общности не превратиться в губительный тоталитаризм.
Как важно в наше время, принимая от предшественников наших ответственность за преемственность духовно – нравственной и культурно – исторической идентичности в жизни нашего народа и такого цивилизационного феномена, как Русский мир, не загасить, а передать в целости и сохранности возженный Христом Спасителем в сердцах великого сонма святых Церкви Русской светоч нетленной и бессмертной жизни по образу и подобию Живоначальной Троицы. Благодарю за внимание и призываю Божие благословение на благоплодные предстоящие нам научные труды.