Дорогие братья и сестры, мы стоим с вами на пороге Великого поста! «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша!» (Пс. 68, 33).
Сегодня мы с вами полагаем начало того духовного труда, Богу содействующему, полагаем в молитвенном обращению к своему Божьему Помощнику, Спасителю и Господу Иисусу Христу. И коль скоро мы знаем, что наша с вами жизнедеятельность, в любом случае, уж если не трехсоставна, то двухсоставна: есть в нас и душевные, духовные и телесные потребности. Но если они не Богоподобны, если они не схожи с тем, как они выявлялись во Христе, то они вредоносны, болезнетворны и смертоносны. Поэтому наши стремления направлены именно к тому, чтобы мы научились, прежде всего, мыслить, так, как действовал дух человеческий во Христе, вопрошая волю Божию и естественно просвещаясь Ее энергиями, от слова Божия исходящими , утверждая свою решимость в исполнении этой воли, и чтобы наше сердце, наши эмоции и наши чувства выбирали наслаждения и удовольствия не диктуемые потребностями плоти, а потребностями духа во исполнение опять же все той же всеблагой воли Божией. И самая телесная наша потребность, увлекаемая неразрывным единством поиска ума и чувственного, сердечного отклика сама становилась бы единодвижной и исполнялась бы в словах и делах в тех же движениях исполнением всеблагой воли Божией.
Именно это даст нам возможность опытно понять: куда же мы движемся и в чем впредь полагаем свое сокровище. И только тогда, когда к посту будем относиться не только как ограничению пищи телесной, но и как к насыщению и по предпочтению, прежде всего, пищею духовною, как сказано в Священном Писании: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Лк. 12, 31). И тогда в исполнении Божественной воли в движении духа, души и тела будет решаться вами правильно, и будет приносить вам утешение, мерность, радость, и ликование от того, что Господь вместе с вами будет идти по вашему жизненному христианскому пути. Здесь и молитва, здесь и исполнение Евангельских заповедей – все это даст возможность не только любоваться тем, что мы избежали врага человеческого. Любоваться этим нельзя, поскольку это есть ни что иное, о чем, предупреждает нас Господь: «Не будьте лицемерными!». Не уподобляйтесь тем, кто показывает всем своим видом, подобно фарисеям, как они скромны, унылы и только сами себе поют акафисты за то, что они исполняют больше, чем положено, и не такие грешники , как окружающие. Помните, что только тот, кто стоял в углу, смотрелся в зеркало Божией святыни и с ужасом видел себя, всего сотканного из грязи своей самости, чувствовал, что эта величайшая любовь и этот свет не только поедают, не только ослепляют, а ждут , чтобы он сокрушился и сказал: «Прости! Прости за мое малодушие, неверие, за мою скверну! Прости, пощади и помилуй! Потому что если бы не было этой милости, то я бы никогда не смог себя таким и почувствовать, я бы уже должен был сгореть, как солома в костре. Но я все это вижу, и все это чувствую, и поэтому ввергаю себя в пучину бездны благости Твоей! И из глубины души взываю – помилуй мя, падшее создание Твое, имени ради Святого Твоего! Господи, милостив буди ко мне!»
И мы, мои родные братья и сестры, мы же с вами все участники одной единой реальности человеческого рода, а я в своем самодостаточном ощущении забыл и о Боге, и о вас и думаю, что сам только один за это расплачиваюсь! А ведь это такая ложь, такое сатанинское лукавство! Разве может , когда у меня болит глаз, нога на эту боль не откликнуться? Весь организм страдает даже от малейшей царапины! Все откликается! Но я не чувствую, я забыл, и только вот здесь в этом свете любви Божественной, это чувство начинает проникать внутрь меня, эта сила Божественной благодати, способная исцелить меня, приложить пластырь целебный. И плача, я почувствовал, что обретаю милостивого Исцелителя. И это такая радость! Он говорит мне о великом законе, законе органической связи – правде, которую нужно взыскать для самого себя в Боге. Поэтому и сказал Господь : «Если вы не прощаете таким же, как и вы, людям прегрешения их против вас, тогда и Отец ваш Небесный не простит вам прегрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Не потому что Он не хочет или не может, а потому, что вы не способны принять этого ощущения исцелительного Его с вами присутствия и взаимодействия, потому что вы не сочувствуете боли! Мы потеряли это ощущение, это откровение содействия Отца Небесного нам.
Сегодня у нас такой великий и святой день, когда мы знаем по опыту и доверию Матери Церкви, которая говорит, что нет человека, который бы жил и не согрешил. Значит, и я такой? Значит, и каждый из вас такой? И я грешу не только против самого себя , потому что не может нога не сострадать, если глаз болит! Вот почему этот день Великого пророческого ощущения каждого, не только против самого себя, когда себя унизил и оскорбил, а через себя и весь род человеческий, поэтому за все, во всем и пред всеми виноват! Но я могу попросить прощения ради Христа, в Котором все мы видим главу этого нашего общего организма, Который стремится к тому, чтобы все привести в гармонию, уповать на Него и Его именем, открывая пользу Его служения для таких же как я грешников, сказать: «Брат, сестра, отец, мать, сын, дочь, родные мои! Простите меня, грешного! Я грехолюбец и этим грехом обезбожил и убиваю и то, что рядом со мной, близкое, и то, что вокруг меня на тысячи –тысячи бессмертных миль в окружающем нас космическом пространстве. И сейчас мы последуем нашей традиции, для того, чтобы добрый плод стяжать до Светлого Христова Воскресения, чтобы так себя раскрыть во Христе, такое сходство максимальное с Ним восчувствовать, чтобы светозарное явление Его, сияющее Славу Божества в человечестве Его явленное в Воскресении, как победа над нашей тленностью и смертностью воссияла в каждом из нас с вами.
Этим сокрушенным воплем осознания падшести и смертностной любви своего грехолюбия у всех вас, а через вас – у всей полноты худому моему пастырству от Бога вверенной паствы Тульской епархии из глубины души своего человеческого и христианского сердца говорю: «Простите и благословите меня, недостойного и слабого пастыря вашего, и благословите! Да сподобит Господь милостию и благостию своею поприще постное спасительно пройти и Светлый день Христова Воскресения с радостию встретить и прославить! Аминь!».