Ваше Превосходительство, уважаемый Алексей Геннадьевич,
Ваше Преосвященство, боголюбезнейший Владыка Серафим,
досточтимое собрание соработников на ниве духовно-нравственного просвещения!
Словом мира и любви о Христе приветствую всех вас на итоговой встрече Одиннадцатых Областных Рождественских образовательных чтений, проводимых двумя епархиями Тульской митрополии Русской Православной Церкви и Правительством Тульской области в целях сохранения исконных историко-культурных, духовно–нравственных и патриотических ценностей, а так же и укрепления народного единства жителей нашего родного края на тему «1917-2017: УРОКИ СТОЛЕТИЯ НА ТУЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ», что дает нам возможность на региональном уровне выявить свое единодушие с XXV Международными Рождественскими образовательными чтениями — крупнейшим в современном мире Православным Церковно-Общественным форумом в сфере образования, культуры, социального служения, духовно- нравственного просвещения, патриотического воспитания и церковно– государственного взаимодействия. Как всегда, очередная сессия форума пройдет в Москве, на сей раз 25-27 января наступающего года и будет посвящена памяти новомучеников и исповедников святой Руси XX века. От времен первенствующей Церкви и до днесь кровь мучеников есть семя христианства и, по мысли французского писателя Оноре де Бальзака, из всех доверенных земле посевов именно этот принес в истории человечества самый богатый и доброкачественный урожай, что полностью подтверждается русской церковной историей минувшего столетия, в том числе и на нашей малой Родине, где в 25 километрах к северу от Тулы на полигоне «Тесницкий лес» в 30-е годы политических репрессий так называемых «врагов советской власти» было расстреляно, и в общей братской могиле, зарыто около 3 тысяч человек, от чего, со временем, народная память назвала это место «Тульской Голгофой». На ней доброхотами сооружена кирпичная часовня, установлены поклонные кресты и мемориальные доски и ежегодно, 16 сентября, в этот день в течение последних 15 лет, в присутствии паломников, студентов Тульских Вузов, семинаристов, школьников из разных регионов области, членов общественных организаций, представителей власти совершается Литургия, молебен и панихида. К сожалению, установить личности всех захороненных, по целому ряду причин, возможным не предоставляется, но нам доподлинно известно о погребении в этой братской могиле священномучеников: Никиты (Прибыткова), епископа Белевского; последнего настоятеля Оптиной Пустыни архимандрита Исаакия (Бобракова); ректора Тульской духовной семинарии протоиерея Петра Павлушкова; преподобномучениц: Анфисы Сысоевой, Макарии Сапрыкиной, Августы Защук, Марии Лактионовой и Агриппины Лесиной.
В заявленной теме духовным камертоном звучит свидетельство жизненосного единства Церкви нашей с Ее новомучениками, по слову апостола Павла (Евр. 12, 1) подобно лучезарному облаку, сияющему нетленным жизнеутверждающим светом богоподобия всем идущим вслед за Христом призывающих: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Духовный урок этого великого подвига ответной любви людей к своему Создателю, Промыслителю и Подвигоположнику Христу Спасителю был высказан на святой Афонской горе в 1926 году русским подвижником Пантелеимонова монастыря иеросхимонахом Феодосием, до революции 1917 года, бывшим инспектором Вологодской Духовной семинарии в его беседе с прибывшим к нему для обсуждения жизненных проблем западноевропейским протестантом, проявлявшем интерес к Православию. Свидетелем этой беседы стал русский эмигрант писатель Борис Зайцев, опубликовавший диалог собеседников о судьбе России в рассказе «Афон»:
Отшельник – …потому и рухнула, что больно много греха накопила.
Доктор. – Запад не менее грешен, но не рухнул и не потерпел такого бедствия. Россия сама виновата, что не справилась.
Отшельник. – Значит, ей было так положено.
Доктор. – Как же положено, за что же Бог сильнее покарал ее, чем другие страны.
Отшельник (мягко и взволнованно). – Потому, что возлюбил больше. И больше послал несчастий. Чтобы дать нам скорее опомниться. И покаяться. Кого возлюблю, с того и взыщу, и тому особенный дам путь, ни на чей не похожий…
Кажется, это была высшая точка разговора. Отшельник воодушевился, тихая горячность его стала как бы сверкающей, как бы электрические искры сыпались из него. Он быстро, почти нервно стал говорить, что хотя Россия многое пережила, перестрадала, многое из земных богатств разорено, но в общем, от всего этого она выигрывает.
Доктор. – Как выигрывает?
Отшельник. – Другого богатства много за это время дано. А мученики? Это не богатство? Убиенные, истерзанные? Митрополита Вениамина знаете?
И опять стал доказывать, что мученичество России – знак большой к ней милости, что раньше настоящего мученичества за веру у нас не было, если не считать единичных случаев, а теперь впервые дан крест исповедничества».
Поэтому столь важным и желанным для православной Полноты Тульской земли стал благословенный день – 3/16 сентября 2001 года, когда в период управления Тульской епархией Преосвященным епископом Кириллом (Наконечным), во время Первосвятительского Визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, во Всесвятском Кафедральном соборе г. Тулы состоялась канонизация в лике новомучеников земли Тульской: священномученика Онисима (Пылаева), епископа Тульского и Одоевского; священномученика Никиты (Прибыткова), епископа Белевского; священномученика Петра Павлушкова, протоиерея 12–ти Апостольского храма города Тулы и ректора ТДС
В течение последующих 15 лет трудами Синодальной комиссии по канонизации, собраны и представлены документы и необходимые материалы для общецерковного прославления в лике новомучеников еще 32-х добропобедных свидетелей святого Православия на Тульской земле.
Среди них правящие архиереи:
Сщмч. Игнатий (Садковский), епископ Белевский;
Священноисповедник Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский; управлял епархией с 1923 -24 г. в самый разгул обновленчества, храня верность Святейшему Патриарху Тихону.
Среди Духовенства епархии:
Сщмч. Петр (Зверев), архиепископ Воронежский; Бывший настоятель Белевского Преображенского мужского монастыря с 1909 по 1916 гг.
Сщмч. Иоанн Тарасов, протоиерей; настоятель Дмитровской церкви с. Шевырева Слобода Епифанского уезда;
Сщмч. Михаил Абрамов, протоиерей; настоятель Иоанно-Богословского храма с. Богослово Епифанского уезда;
Сщмч. Сергий Кудрявцев, протоиерей, клирик Знаменской церкви с. Ушаково (ныне Ясногорский район);
Сщмч. Иоанн Покровский, протоиерей, родом из с. Аксиньино (ныне Веневский район);
Сщмч. Василий Архангельский, протоиерей, настоятель Успенской церкви с. Люблино Каширского уезда;
Сщмч. Алексий Смирнов, протоиерей, родом из села Гремячево Веневского уезда;
Сщмч. Алексий Зиновьев, иерей; настоятель Вознесенского храма с. Сторожи Ефремовского уезда;
Сщмч. Сергий Аманов, иерей, замученный в одном из районных отделов НКВД;
Сщмч. Михаил Троицкий, иерей, настоятель Покровского храма с. Покровское Алексинского уезда;
Сщмч. Николай Аристов, диакон; родом из с. Страхово Каширского уезда
Монашествующие:
Сщмч. Сергий (Шеин), архимандрит;
Прпмч. Варлаам (Никольский), игумен;
Прпмч. Феодосий (Бобков), иеромонах;
Прпмц. Августа (Защук), схимонахиня;
Прпмч. Гурий (Самойлов), иеромонах; настоятель Знаменского храма с. Волово
Прпмц. Анфиса (Сысоева), монахиня;
Прпмц. Макария (Сапрыкина), монахиня;
Прпмч. Михаил (Кванин), архимандрит;
Прпмц. Мария (Лактионова), послушница;
Мц.Агриппина (Лесина), послушница;
Воспитанники и выпускники Тульской Духовной Семинарии:
Сщмч. Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский;
Сщмч. Алексий (Бельковский), архиепископ Великоустюжский;
Сщмч. Лаврентий (Князев), епископ Балахнинский;
Сщмч. Петр Войскобойников, протоиерей;
Сщмч. Петр Токарев, иерей;
Сщмч. Николай Рождественский, иерей;
Сщмч. Николай Протасов, иерей;
Сщисп. Агафангел (Преображенский), митрополит Ярославский,
Миряне:
Мц. Елисавета Тимохина;
их же молитвами да сохранит человеколюбец Господь Отечество наше и Тульскую землю непреобориму от всех наветов врагов видимых и невидимых.
Еще один духовно значимый урок дает нам опыт жизни людей в свете Христовой правды, сохраняемый в Церкви традицией святоотеческой мысли. Святой Иоанн Златоуст, в частности, говорит: “Из всех зол человеческих один грех есть действительное зло, а не бедность, не болезнь, не обида, не злословие, не бесчестие и даже не смерть”. Почему это так? Потому что любовь есть забвение себя для другого. «Христос весь есть не для Себя”, – пишет святитель Феофан Затворник, – Он для людей забыл себя – “смирил Себя даже до смерти” (Флп. 2, 8)». Грех, наоборот, есть незабвение себя, память о себе вместо памяти Божией: самолюбие, самомнение, самоуслаждение, самохвальство. В основе и во всей ткани греха – самоутверждение. Все страсти, то есть мучающие нас зависимости, не от Бога исходят из самоугодия, самодостаточности, эгоизма, и на них держатся. Поэтому грех есть единственная помеха подлинной любви, противоборство делу Христову на земле, противодействие Его забвению Себя в любви к нам даже до смерти. “Между Христом и нами – одна преграда: наши страсти”, – говорит преподобный Исаия. “Берегись матери зол, самолюбия… ”, – учит преподобный Максим Исповедник. Если любовь есть забвение себя, то забыть себя может только богоподобное смирение. Поэтому, чем более возрастает в человеке любовь к Богу, тем более излучает она из себя смирение перед Ним, как огонь теплоту. Вот почему отцы говорят о «желании смирения» так же, как они говорят о “жажде любви”.
Церковь плачет о всякой душе христианской, скорбящей и озлобленной, милости Божией требующей, но никакое несчастье временной земной жизни не может, по учению Отцов, идти в сравнение с несчастьем вечным, проистекающим от греха, который есть отказ от вечного счастья, от Бога. Вот почему Тайна христианства необычайна для лежащего благодаря людскому эгоизму, во зле “мира сего”, – учит преподобный Макарий Великий.
К предложенным в начале нашей работы вниманию кадрам фильма, иллюстрирующим наиболее значимые этапы пройденного нашим народом в минувшем столетии исторического пути, начинавшегося с благого намерения осуществить свободу, равенство и братство, передать землю крестьянам, заводы и фабрики – рабочим, установить прочный мир внутри страны и с другими государствами, приведём данные достигнутых результатов: в Российской империи к 1917 году было 186 млн. душ населения, третье место в мире; к началу 17 года XXI века оно составляет – 146 млн., соответственно 9 место в мире. Территория современной Российской Федерации по отношению к Российской Империи 1917 года уменьшилась на 27 процентов. В России начала прошлого века было 140 тысяч школ, гимназий, профессионально технических и высших учебных заведений, в которых обучалось больше 11 млн. человек. В современной России 38.756 общеобразовательных и 1.110 высших образовательных учреждений.
1914 | 2016 | |
Храмов | 54. 923 | 15. 548 |
Монастырей | 953 | 467 |
Духовных семинарий, академий, училищ | 246 | 57 |
Церковно-приходских школ | 40. 530 | 12. 000 |
В благом намерении разрушить до основания «весь мир насилий», чтобы построить «новый мир» для честно трудящихся, в беспощадной классовой борьбе были уничтожены не только царствовавшая Российская династия, но и все дворянство, профессиональное офицерство Российской императорской армии и флота, казачество, инженерно – техническая интеллигенция, вынужденно эмигрировавшая в различные страны земного шара, затем пострадало раскулаченное крестьянство, а в 30-е годы тюрьмы, ссылки и лагеря принимали в свои застенки и многих партийных и советских деятелей. Однако Божиим смотрением и великим всенародным подвигом жертвенной любви советского народа, человеческая цивилизация XX века была спасительно и победоносно очищена от скверны гитлеровского немецкого национал – фашизма. Труженики Советского Союза, наши родители, старшие братья и сестры титаническим трудом восстановили промышленность, науку, здравоохранение, культуру, выведя страну вновь в мировые лидеры и после празднования юбилея 1000–летия Крещения Руси за последние четверть века Российский народ осознанно возвращается к своим исконным духовно – нравственным корням и традициям.
Обращая свой испытующий и исследовательский взор к урокам уходящего столетия Отечественной истории, по мысли Предстоятеля нашей Церкви, Святейшего Патриарха Кирилла, высказанной им при открытии юбилейной сессии XX Всемирного русского народного собора, прошедшего в Москве в Храме Христа Спасителя 1 ноября текущего года: «Нам сегодня как никогда раньше требуется объективное исследование истории XX века, нравственно выверенная оценка причин и последствий событий и процессов прошедшего столетия. Церковь не призывает отрицательно судить об исторических деятелях этого периода, и более того, осуждать широкие массы людей, которые были вовлечены в те или иные события по разные стороны баррикад, движимые зачастую искренними идеалами справедливости и солидарности. Здесь требуется всестороннее и честное осмысление их действий», «…не нужно исключать из исторической памяти ни один из периодов, но нужно воспринимать их здравым смыслом и незамутненным нравственным чувством, и тогда правда будет отделена от лжи, а добро от зла, подчеркнул Первосвятитель, – главное, понимать, что нравственное и правовое осуждение преступлений, совершенных конкретными историческими деятелями, не может преуменьшить или обесценить подвиги миллионов наших соотечественников, искренне трудившихся на благо своей страны и будущих поколений.
Церковь воспринимает этот период истории нашей страны, как яркий пример действий Бога в истории; – о чем Господь не промышляет, то Он попускает ради возвращения людей ко Христу после тягчайших духовных и нравственных падений. Понимание причин и последствий подмены ценностных ориентиров, осознание духовной основы достижений и катастроф в истории XX века – всё это позволит уменьшить риски новых трагедий. Утверждение в обществе ценностей, укорененных в заповедях Христовых, как это было у наших благочестивых предков, является залогом духовного и социального благополучия нынешних и будущих поколений. Происходящий на наших глазах подрыв нравственной основы человеческого бытия грозит расчеловечиванием мира…». Эти слова Святейшего Патриарха, обращены к каждому из нас. Если мы не хотим жить в таком всегубительном, «расчеловеченном» мире, хотя многие силы упорно уверяют нас, что это и есть идеальный «дивный и новый мир», то наше будущее зависит от того, как мы осмыслим и сохраним передаваемое из поколения в поколение культурное наследие Руси – России, как мы творчески возделаем дарованное нам от предшествовавших поколений, не в последнюю очередь благодаря трудам, подвигам и молитвам сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской и земли нашей Тульской. На долю нашей ответственности перед Богом, историей и будущими поколениями выпало призвание быть достойными продолжателями в хранении и приумножении основ духовно–нравственной жизни святого Православия, не загасить ветрами сиюминутных соблазнов негасимый огонь верности исконным отеческим идеалам, утвержденных жертвенным подвигом Новомучеников Церкви Русской и славных победоносных Героев Великой Отечественной войны.
С чувством глубокого удовлетворения отмечаем мы ныне многолетнее сотрудничество приходов, монастырей и различных епархиальных структур со всеми ветвями государственной власти, общественными и религиозными организациями Тульской области, осуществляемых в рамках реализации Соглашения между Правительством Тульской области и двумя епархиями митрополии.
Мы вседушевно благодарим Вас, глубокоуважаемый Алексей Геннадьевич, профильные министерства и всё Правительство Тульской области за внимание и активную поддержку в соработничестве ради общественного блага на нашей малой Родине.
Особое слово благодарности всему областному педагогическому сообществу, из года в год, хранящему в сердцах молодежи, негасимый жизнеутверждающий свет любви к познанию истины, жертвенной любви к родному Отечеству и верности традициям отечественной культуры. Ведь вашими творческими усилиями разработаны и претворяются в жизнь уникальные образовательные программы по курсу основ православной культуры на базе местных историко-краеведческих материалов.
С радостью сообщаю вам о выходе в свет, подготовленного Синодальным Отделом по религиозному образованию и катехизации, учебно–методического пособия по теме новомучеников нашей Церкви, размещенного на интернет сайте упомянутого Отдела. Оно будет хорошим подспорьем как для общеобразовательных учреждений, так и в осуществлении воскресными приходскими школами, проводимой в этом году профильным отделом Тульской епархии, обширной программы ознакомления наших соотечественников и особенно молодежи с самоотверженным подвигом Новомучеников в борьбе за достижение богоподобия и святости.
С глубоким удовлетворением, в вашем высоком присутствии, позвольте вручить архипастырские грамоты и благодарности активистам и постоянным труженикам на ниве православного просвещения: …
Позвольте в заключение еще раз вседушевно поблагодарить всех вас и наших единомышленников за деятельное, активное участие в решении стоящих перед нами задач и святых целей, пожелать благих успехов в предстоящей нам работе по осуществлению программно-целевого подхода во взаимодействии государственных и церковных структур Тульской области в различных сферах общественной жизни и призвать щедрое Божие благословение на всех тружеников, устрояющих общественное благополучие.
Благодарю за внимание.