Ваше Превосходительство, уважаемый Алексей Геннадьевич,

Ваше Преосвященство, Владыка Серафим,

досточтимое собрание соработников на ниве духовно-нравственного просвещения!

Словом мира и любви о Христе приветствую всех вас на  итоговой встрече XIII Областных Рождественских образовательных чтений, проводимых  Тульской  митрополией Русской Православной Церкви и Правительством Тульской области в целях сохранения исконных культурных, нравственных, патриотических ценностей и содействия развитию духовно-нравственного просвещения детей и молодежи в системе образования, что дает нам возможность на региональном уровне выявить свое единодушие с XXVII Международными Рождественскими образовательными чтениями, которые пройдут с 27 по 31 января 2019 года в Москве и будут также посвящены теме: «Молодежь, свобода и ответственность».

Христиански ответственное взаимодействие с молодежью является одним из важнейших приоритетов в церковной деятельности, открывающем широкое поле культурно-просветительского творчества в образовательной сфере, где как через живое, педагогически талантливое преподавание «Основ религиозных культур и светской этики», а также «Основ духовно-нравственной культуры народов России», так и чрез развитие теологического образования в вузах, появляется благоприятная возможность донести до молодого поколения понятие ответственности как неотъемлемого признака подлинной свободы и истинного патриотизма. Иначе свобода из богосоо́бразного свойства человеческой природы превращается в мучительное рабство погони за вседозволенностью, становится деструктивным гедонизмом.

В юношеском возрасте высок интерес к «вечным» ценностям: смыслу жизни, счастью, долгу, творчеству, милосердию, солидарности, любви к Богу, людям и Отечеству, и, конечно, не к мнимой, а подлинной свободе личности. И в традиционной православной культуре даны проверенные многовековым опытом доброкачественные ответы на столь привлекающие молодежь вопросы. Целью христианской жизни является приобщение человека к всеблагому Божественному бытию в межличностном общении по доброхотному сходству с Триединым Богом, Который есть Любовь (1 Ин. 4, 8). Осуществляется же обожение человека благодаря тому, что наши личности проходят становление в процессе свободного самоопределения к Творцу и Промыслителю миробытия как своему идеалу. Божественная любовь выражается в общении собезначальных и неслитных Личностей Триединого Божества. Актуализация человеческой личности происходит в непосредственном лицом к лицу общении по доброхотному сходству, или наоборот несходству в образе действования конкретного человека с Божественными Лицами. Только общение в полноте доброхотной самоотдачи жертвенной любви и может быть подлинно свободным, как свидетельствует об этом святой апостол Павел: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5, 13-14).

Преподобный же Максим Исповедник в своем знаменитом аскетическом гимне христианской любви написал: «Любящий Бога непременно и ближнего любит. А таковой не может беречь имущество, но боголепно распоряжается им, подавая каждому требующему»; «Как Бог, по естеству благой и бесстрастный, хотя всех равно любит, как Свои создания, но добродетельного прославляет, как родственного Ему и нравом, а порочного милует по благости Своей, и, воспитательно наказуя в веке этом, обращает его к благу: так и человек благомыслящий и нестрастный любит равно всех людей: добродетельного по естеству и за благое расположение воли, а порочного, как по естеству, так еще из сострадания милуя его, как несмысленного и во тьме ходящего»; «Многие многое сказали о любви, а найдешь ее у одних учеников Христовых, если поищешь; ибо одни они имели Христа, истинную Любовь, учителем любви, о которой сказано: “Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы” (1 Кор. 13, 2,3); ибо “Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем” (1 Ин, 4, 16): Ему слава во веки веков».

Вседушевно благодарю руководство регионального министерства образования, сотрудников областного «Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» за многолетнее конструктивное взаимодействие, выражаю глубокую признательность педагогам и преподавателям, принимающим постоянное участие как в творческом приобщении молодежи к духовно-нравственной жизни Святого Православия, так и в реализации масштабной программы мероприятий, предшествовавших работе нашего Форума, что позволило выявить лучший опыт современного христианского служителя просвещению в Тульском регионе.

Особо хочу подчеркнуть, что в настоящее время одной из основных задач религиозного образования и катехизации в Тульской митрополии является осуществление конструктивного взаимодействия профильных церковных структур со светскими образовательными учреждениями с целью оказания помощи родителям и педагогам в организации обучения детей, подростков и молодежи основам православия через тесное сотрудничество с вузами областного центра и всеми структурными подразделениями министерства образования, передающих лучший опыт работы базовых площадок через организацию и проведение региональных педагогических мастерских, мастер-классов, и практических семинаров.

В заключение, позвольте вседушевно поблагодарить настоящее высокое собрание и всех наших единомышленников за деятельное, активное участие в решении стоящих перед нами задач и святых целей, пожелать благих успехов в предстоящей нам работе и призвать щедрое Божие благословение на всех тружеников, устрояющих общественное благополучие и поздравить всех с наступающим Новым годом. Будьте здравы. Благополучны, творчески активны и Богом хранимы. Благодарю за внимание.