Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Только что мы стали свидетелями удивительного диалога, между Иисусом из Назарета Галилейского и Иоанном, сыном праведных священника Захарии и жены его Елизаветы. Иоанна, именуемого Предтечей и Крестителем, по Божию повелению крестившего на реке Иордан приходивших к нему жителей Палестины еврейской национальности и инородцев, принявших веру Авраама, Исаака и Иакова. Пришедший для крещения Иисус из Назарета Галилейского, как считали Его земляки и современники был сыном овдовевшего многодетного Иосифа плотника и второй его жены ткачихи Марии, жителей Назарета.
Все, приходившие к Иоанну получали от него чрез погружение в глубину воды, по дару его пророческого служения, духовное свидетельство очищения от публично исповеданных грехов и обновление ощущения чистоты совести. Иоанн крестил народ, и все к нему приходили совершенно неслучайно, не потому что так захотелось. Уж сколько пророков до того возвещали потомкам праведных Авраама, Исаака и Иакова скорбь великую Отца Небесного, что люди уподобились скотам бессмысленным и превратились в них (Пс. 48, 21), но как Господь не пытается избавить их от того, что их мучает изнутри противоестественное оскотинивание, безумное расчеловечение, однако они, хоть и плачут, но предпочитают ничего не менять в своей жизни в предпочтительном своем выборе.
Но к Иоанну стали приходить на крещение не из любопытства, а узнав в его действиях не человеческий призыв, но голос Бога отцов, которому учились внимать через записанное в Торе, то есть священном Писании Боговидца Моисея и других пророков слово Божие, и могли его отличить от всякого иного слова. Поэтому и приходили к Иоанну на Иордан и некоторые сподобились, как и мы сейчас, читая Евангелие от Матфея в книге, которую он написал два тысячилетия назад, услышать диалог между Предтечей и Христом. Но в услышанном ими и нами не просто сообщается свидетельство о пережитом автором жизненном факте, но и через личное отношение наше к услышанному некоторые могут почувствовать действие промыслительного перста Бога, которое всегда могло коснуться человеческого сердца и вызвать благоговейный отклик. Подобный отклик бывает, когда рука музыканта касается струн инструмента и они начинают звучать. Так, когда голос Божий, запечатленный в Писании, Духом Своим касается духа человеческого через наш чувственный слух, мы можем сердцем понять, почувствовать, что в услышанном есть от человека, а что – от Бога. И когда люди приходили на Иордан, они ощущали, правду ли говорит человек Божий. Многие сокрушались, признавая себя уподобившимися скотам бессмысленным, и превратившимися в них (Пс. 48, 21). Каялись, публично исповедуя грехи свои при свидетелях, и обещая прекратить злодейство. И чувствовали от этого облегчение и очищение на душе и в сердце.
Но Иоанн то знал, что пришел не только за тем, чтобы дать людям возможность примирения со своей совестью. Он пришел потому, что было ему обещано Духом Святым, что среди приходящих на Иордан явится Тот, кого он, Предтеча, ни разу в жизни не видел, но Кого он внутренне знает. Еще был он в лоне своей матери, когда к той в гости пришла, нося в Своем лоне от Нее воплотившегося и вочеловечившегося Единого от Святой Троицы – Единородного Сына Божия, Пречистая Дева – Богородица Мария и приветствовала свою родственницу, мать Крестителя Елизавету. Тут произошло удивительное: шестимесячный младенец Иоанн в недрах матери взыграл всерадостно от того, что Тот, Кого носит Пресвятая Мария есть источник бытия и благобытия, начало и конец всего сущего (Откр. 21, 6), Которым все живет и движется, и существует (Деян. 17, 28). Его ощутил дух праведной Елизаветы, а через нее и младенец во чреве всплескался, взыгрался, и мать тоже это почувствовала и стала пророчествовать (Лк. 1, 41 – 43).
Иоанн внутренним своим опытом знал биение сердца Богочеловека Христа, в Котором «вся полнота Божества пребывает телесно» (Кол. 2, 9) и Иоанну, после того как он был спасен отцом своим, первосвященником Захарией ценой собственной жизни (Мф. 23, 35) от посланных Иродом Великим убийц и отправлен в пустыню, где среди отшельников – хранителей чистоты он и вырос в духовно зрелого мужа, бо́льшего из всех рожденных женами (Мф. 11, 11), ему было открыто, что окрестив в Иордане множество народа, он встретит Того, Кто есть Начало и Конец всего, обещанный падшему Адаму – «Семя Жены, Который сотрет главу древнего змия» (Быт. 3, 15), По – арамейски «Мессия», а по гречески – «Христос», Бог Истинный от Бога Истинного, Свет от Света, Единородный Отчий Сын, Который воплотился и вочеловечился – не для Себя, потому что Ему чего-то недоставало, но чтобы спасти род человеческий от добровольно Им введенного как в жизнь Своего естества, так и в неразрывно с Ним соединенное и во власти Его находящееся естество всего мироздания, греха, проклятия и смерти, для того, чтобы было понятно и Крестителю и всем нам зачем Бог создал человеческий род и так с ним взаимодействует. И так, на берегу Иордана произошел диалог, который мы сейчас слышали, раскрывающий смысл Божия воплощения и вочеловечения и смысл бытия рода человеческого и каждого конкретного человека (Мф. 3, 13-17).
Предтеча видит толпы народа, приходящих к нему, все каются в грехах, погружаются в воду, а он настоятельно говорит им: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк. 1, 7), я крещу вас водой, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мф. 3, 11). Он есть Бог истинный, Бог Израиля, Бог отцов наших, Авраама, Исаака и Иакова, для всех нас Путь, Истина и Жизнь (Ин. 14, 6). Он придет посреди вас под покровом человеческого естества, потому что Он есть предвечно предопределенный в Божием совете Агнец Божий, принимающий на Себя грехи всего мира» (Ин. 1, 29). Он будет крестить вас Духом Святым (Ин. 1, 8).
И когда среди множества людей к Крестителю подходит Иисус, то внутренним своим знанием, той памятью пережитого ощущения приближения к полноте Божества, сокрытой телесным покровом (Кол. 2, 9), величайший из всех ветхозаветных пророков видел и по духу знал, Кто есть Пришедший креститься. Поэтому и говорит Иисусу: «Как Ты просишь у меня того, что я делаю со всем этим народом?! Они зачинаются в беззаконии, в грехах рождаются и живут, самохотно порождая и умножая грехи, питаясь грехотворчеством, как свиньи питаются кормом своим. И они здесь – от боли и муки, которые начинаются от объедения страстями и похотью. От такой еды, они плачут, что не могут избавиться от хронической совестной боли и не имеют сил для исцеления, им нужна очистительная сила Твоя. Но зачем креститься Тебе, имеющему в Себе всю полноту жизни и ей наполняющему всю Вселенную? Я должен быть Тобой крещенным и погруженным в животворящую воду Твоей пресу́щественной благостыни. Эти люди – несчастные, бедные, больные, не имеющие врача и пастыря. Ты пришел. Теперь дай им возможность быть крещеными Тобой, Небесный Врач наш!».
И что ответил ему Иисус? – Остановись сейчас. Нам надлежит исполнить всякую правду (Мф. 3, 15), то есть тот всеблагой Божий совет, который предшествовал сотворению человека. Помните, из Писания: Господь до человека творил весь невидимый и видимый мир одним лишь мановением Своим, глаголами Ипостасного, Собезначального, Единосущного, Единородного Своего Слова и содействием Святого Духа! Созданию же человека предшествовал Божий совет: «Сотворим человека по образу нашему и по подобию…» (Быт. 1, 26).
«Всякая правда», провозгласителем которой во вне внутрибожественной жизни является Второе Лицо Живоначальной Троицы – вочеловечившийся для спасения людей и мироздания Христос Господь, состоит в том, что прежде, чем к доброхотному достижению богодружества по сходству в богоподобии, ради которого все это делалось, ради чего человек должен зачаться, потом девять месяцев развиваться в лоне своей матери, потом родиться на свет и прожить, каждый вечер ложась спать и просыпаясь по утру, а однажды он должен будет заснуть «сном всей земли», – чтобы во всеобщем Воскресении встать в нетлении и бессмертии для воспринятия по достоинству дел земной жизни своей качество своего со́-бытия с Творцом и Промыслителем своим.
Поскольку по всеобщем Воскресении и Страшном суде, смены дня и ночи уже не будет, Солнце – сам Бог, Который благ по естеству, то всякий по сходству с Ним доброхотно будет с Богом пребывать в радости, потому что подобное познается подобным. А тот, кто творил в своей земной жизни не благо, а зло, будет тем, что он есть, но не сам по себе, а все в Том же Солнце Правды, в том же Христе Вседержителе, Которым все живет и движется, и существует (Деян. 17, 28).
Но если человек не благ, и не может, как не подобный принять благое, оно для него чуждо, то сияющий свет Пресущественного блага будет не животворить и радовать, а сжигать, и никакого веселия не принесет, но лишь скрежет зубовный (Мф. 8, 12) и угрызение всепоедающего червя суда своей совести, который никогда не перестает грызть и глодать (Мк. 9, 44). И это не будет местью Бога, это будет совершенно естественное раскрытие свободного самоопределения человека, сформированного им в земной жизни. Живя на Земле, мы можем меняться по сходству или несходству с Богом в зависимости от избираемых нами идеалов.
Но после всеобщего Воскресения не будет изменений. И конечная цель для тех, которые хотят быть благими, богоподобными, но зачинаются в беззакониях, рождаются во грехе (Пс. 50, 7), становится достижимой только в покаянии через органическое соединение с Христом, Который сначала опознается нами как Дверь (Ин. 10, 9), ведущая к богообщению, а затем как Путь, Истина и Жизнь (Ин. 14, 6). Поэтому Он пришел на Иордан, где жизненосная водная стихия, отягощалась омытой в покаянии душевной грязью человеческой скверны и порока. И погружением Своим в водную глубину показывает, в чем состоит правда Божия: в том, что Бог в Своем человеческом естестве, единосущном со всеми людьми, рождающимися в потомстве падших прародителей, в отличие от них не имеющий порока, ибо зачат Пренепорочной Девой при запечатлении Ее чистоты Духом Святым, так что с момента зачатия в Нем вся полнота Божества пребывает телесно (Кол. 2, 9), войдя в воду, внеся с Собой всю полноту Божества, сообщил воде то, что было утрачено богозданным миром в грехопадении первозданной человеческой четы, насильно захвачено через падшую свободу прародителей и их потомков лукавством дьявола.
Всеочищающей и животворящей силой Божества, неслитно, неизменно, неразлучно и нераздельно соединенного с человеческим естеством в несозданной Личности Иисуса Христа, очищаются полнотой Божьего, все восстанавливающего действования, во́ды, чтобы они на субатомарном уровне структуры своего естества опытно запечатлели природной памятью полноту блага, а затем, став водой «скачущей в жизнь вечную», служили нашему вохристовлению в таинстве крещения каждого из нас. Так на Себя Христос Господь, Единый безгрешный (Ин. 1, 29), принимает нашу мертвенность, наш порок и нашу скверну, испепеляя их огнем и чистотой Божества, и сообщает водному естеству силу животворную.
В Нем вся историческая скверна и весь человеческий порок, проникая внутрь Его, не может себя сохранять, уничтожаясь светом Божественной чистоты и самоистощается. Тем, кто ищет Бога, будет дана возможность нового рождения – не по плоти от похоти мужа и жены (Ин. 1, 13), но родиться от Бога в воде от Духа Святого (Ин. 3, 1-21). Для этого Господь Иисус Христос принимает Крещение от Иоанна во Иордане.
И мы по любви к Богу, ради своего вохристовления единожды в своей жизни принимаем крещение во имя Святой Живоначальной Троицы: Отца и Сына, и Святого Духа (Мф. 28, 19). Мы тоже погружаемся в воду крещенской купели, чтобы нам добровольно умереть со Христом для грехолюбия и с Ним воскреснуть для боголюбия. Когда в младенчестве нас погружают в освященную водную стихию, мы прежде отрекаемся от всякого греха, от сатаны, всех дел, гордыни и служения его, и обещаем Богу быть добросовестными (1 Петр. 3, 21). Не имея возможности дышать в воде, мы опытно приближаемся к начатку смерти. Выходя из купели, делаем новый вдох, чтобы теперь уже для Бога жить во Христе Иисусе Духом Святым, во Христа крестившись, облекаемся во Христа (Гал. 3, 27). Но совсем не так, как мы обычно наряжаемся в разную одежду, меняя ее по сезону и роду занятий, но желая органически быть с Ним соединенными – как носим на себе кожный покров, что невозможно расстаться с ним, не повредив при этом не только кожу, но и саму жизнь.
Но при крещении верующий человек принимает лишь семя новой жизни, а всякие семена должны прорасти и развиться в полную свою меру. Для этого нужна благодатная почва и правильное взаимодействие с окружающей средой во все последующее время жизни. И для этого Христос Спаситель создал Свою Церковь, и установил все таинства: действия Святого Духа через вещество этого мира, чтобы мы, по любви ко Христу, доброхотно исполняя Евангельские заповеди, приобретали Его Божественную благодать, как говорил преподобный Серафим о цели нашей христианской жизни, стяжали нетленные сокровища силы Святого Утешителя – Духа истины. Потому, что какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а о душе своей не подумает (Мф. 16, 26), чем восполнит пустоту?
Чтобы мы реально могли усвоить себе от Бога то, что в Себе имеет Богочеловек: единосущие с Отцом и Святым Духом по Божеству, а со всеми нами единосущный по человечеству, в свое время и крестится каждый из нас, полагая начало своего вохристовления, и жизнью в Церкви соединяемся с Ним, одеваясь в единонравие, единочувствие и единодействие с Ним и в Нем с Духом Святым и Отцом нашим Небесным.
И мы сегодня, когда слышим этот диалог Предтечи и Христа, не просто думаем, что это касается только их двоих, ведь речь идет о нас с вами. И говорит Христос: «Нам нужно исполнить всякую правду…» (Мф. 3, 15). Чтобы все люди при желании могли получить в Нем и через Него органическое единство с вечной жизнью Святой Троицы и усыновление Богу Отцу (Еф. 1, 5), Он должен впустить в Себя безгрешного последствия человеческого грехолюбия, чтобы изуродованное богозданное добро переплавилось, исцелилось, преобразилось, обо́жилось, все исполнилось полнотой жизни и через Него открылось бы для людей, как дверь, в которую если кто войдет, спасется и выйдет, обретя жизнь с преизбытком (Ин. 10, 9-10).
И первое для этого средство – святая вода, животворная вода, которая очищает нашу материальную, физическую скверну, сообщая ей радостотворное знание и жажду послушания воле Божьей – благодати Святого Духа, чтобы потом мы при укрепившемся и возрастающем желании могли вслушиваться внутрь самих себя и в то свидетельство, которое будем получать из Евангелия, из опыта жизни Церкви и, внешнее соотнося с внутренним, делать свой выбор в соединении со Христом или отречении от Него.
Вот для чего мы сегодня приходим искать эту живую воду, жаждем этой богоявленной благодати, чтобы духом здороветь, а не одним лишь телом, чтобы внутренно ощущать в себе вечную жизнь. И всегда, везде и во всем христоподобно исполнять всякую правду во славу Отца, и Сына, и Духа Святого и на радость людям. Аминь.