Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Два свидетеля Христова, два Его ученика и первоверховных Апостола: Один – Петр, который в течение трех с половиной лет общественного служения Христа не отступал от Него ни на шаг, всегда был рядом с Ним, и был лидером всего собрания двенадцати ближайших учеников Христовых. И другой – Павел, который во время общественного служения Господа жил далеко от Иерусалима, от Галилеи и Иудеи в своем родном малоазийском юго-западном городе Тарсе, но также происходил из потомков Авраама, из еврейского Вениаминова колена и был исполнителем всех иудейских законов и традиций.
Павел, до обращения ко Христу именовавшийся Савлом, был настолько ревностен в исполнении всех отеческих законов и обычаев, что был гонителем Церкви (Деян. 8, 3; Гал. 1, 13 – 14). Он – Ученейший муж своего времени, но не был знаком со Христом, но ревновал и завидовал Его успеху, и имел сердечную злобу к новоявленному недипломированному проповеднику из Назарета Галилейского, Который не хранил субботний покой, беззастенчиво общался с самарянами, язычниками, людьми сомнительного поведения и явными грешниками, уводя за Собой многих, говоря о Боге, как о такой безграничной любви, которая, будучи полнотой по природе, ущербность тварной природы человеческой восполняет тем, что сама Лично жертвенно приходит в оскудение (Флп. 2, 8) за грех человечества для того, чтобы наполнить все созданное миробытие полнотой Своего присноблагобытия. А условием усвоения людьми этого дара Своего человеколюбия ставит только одно: чтобы человек реально, по доброхотному сходству с Богом принял эту бескорыстную самозабвенную Любовь, как смысл своей жизни, говоря всем: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною» (Мф. 16, 24).
Тот человек, каким Савл был до Христа жил себялюбивой гордыней своего превосходства во внешнем обрядовом благочестии, считая Бога обязанным воздать по заслугам земным и загробным благополучием. Заслуги – гарантия количества и качества неизбежного воздаяния Божественной справедливости.
Христос же показал, что смысл жизни людей только в Нем, в Ком соединены неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно человеческая сущность с сущностью Божественной. Как у влюбленных является неразрывная в своем единстве жизнь: общее целеполагание, движение мыслей, желаний и характера действий, и одна радость – в исполнении всего этого, когда любовь взаимно соединяет, умножая благо и уменьшая тяжесть неприятностей и горя, так должно жить и с Богом. И невозможно ни для кого из потомков падшего в грехолюбие ветхого Адама, зачинающихся в беззаконии и рождающихся во грехах (Пс. 50, 7), самим собой достигнуть органического единства жизни своей с Богом, ибо только органически сращенный с Богочеловеком Христом человек – становится в Нем новым творением (Гал. 6, 15), который все свои способности раскрывает не в Адамовом тлении, страстности и смертности, а в Христовом бесстрастии, нетлении и бессмертии, кротости и смирении (Мф. 11, 29).
Это и показали в своей жизни и Петр, и потом Павел, которому Христос явился на пути в Дамаск, куда он шел гнать и Христа, и Его последователей. И после, Павел свидетельствует о себе, что потрудился он ради Христа больше, чем другие апостолы (1 Кор. 15, 10). И была в нем особая сила, дающая возможность осуществляться единству Учителя и ученика, Господа и Его апостола. Он говорит в осознании своей немощи, что добродетельность есть плод межличностного нашего взаимодействия по сходству с Богом, Которым все живет, и движется, и существует. (Деян. 17, 28). А Бог не хочет нашей погибели (1 Тим. 2, 4), но дает возможность нам посмотреть на себя в зеркало правды Христовой и увидеть, какие мы есть на самом деле, и доброхотно отвергнуть себялюбие, грех и смерть, чтобы подобно Павлу, и мы смогли покаянно свидетельствовать что «теперь живу уже не я, а живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).
У нас сегодня день всенародной печали, день сердечной скорби о постигшей внезапной утрате, мы в эти дни увидели самих себя в зеркале правды. Очень хочется подобно праматери Еве в раю после грехопадения валить всю вину на змея. Или подобно праотцу Адаму: обвинить жену, а в конечном итоге Бога, ведь это Он все так устроил. Он – Хозяин, Причина всех причин, а мы всего лишь навсего винтики в этом Им задуманном и осуществляемом механизме. Кто из нас соглашается с тем, что он сам во всем винтик? Кто вопрошает Часовщика – как правильно работать и что делать в устроенном Тобой порядке миробытия? Для большинства нет вопросов. Сами знаем, нигде не учились, мы сами преподаем.
Тщеславное самодовольное самоусовершенствование и ложная самодостаточность наполняет собой всю нашу жизнедеятельность. К сожалению, наше себялюбие ничего практически не меняет к лучшему в нашей жизни. А надо бы, чтобы изменились, чтобы действительно полагать смысл жизни не в том, что есть, что пить, во что одеться, а в том, как познать всеблагую волю Бога о нас и о мире, и как набраться мудрости и твердой решимости ее исполнить и мужественно быть ей верным.
В случившейся авиакатастрофе, внешняя сторона не так страшна, потому что происшедшее, особенно с детьми, с точки зрения Божественной истины, есть возможность не оскверниться смертным смрадом богонечувсвия и богозабвения. Еще чистые, непорочные души, ангелы которых всегда видят Лик Отца Небесного (Мф. 18, 10), прошедшие через внезапное испытание смертного мгновения, принимаются в мире Божией истины, как невинные страдальцы, участвующие по сходству со Христом в невинном страдальчестве Богочеловека, и усвояющие венец света, венец христоподобия. Поэтому апостол Павел считает никчемными любые привилегии, кроме одной – хвалиться немощью своей (2 Кор. 12, 9), тем внутренним чувством собственной богозданности, уважительной охраняемости Богом личностной инаковости людей и призванности их к богоподобию. Это чувство – живоносно, оно не дает забыть чей это дар, и побуждает благодарно пользоваться им на радость себе и людям во славу Щедродателя Бога.
И дай-то нам Бог, особенно сегодняшним суровым уроком, опамятствоваться, протрезвиться, увидеть сквозь паутинную завесу ложных понятий Жизнь подлинную, а мираж ложной выживаемости в земной суете отмести от себя. И не просто строить, и восстанавливать храмы, и украшать их, но придя сюда не только испытывать эстетическое удовольствие, а начать здесь опытно дышать кислородом вечности, то есть реальным христоподобием.
Прививать себя ко Христу – этой Лозе истинной (Ин. 15, 1), как Петр и Павел себя привили к Нему органически. Как великий Павел немощью своей хвалиться, да явится в нас сила Христова (2Кор. 12, 9). И мы сегодня перед лицом Божиим у прехвальных апостолов Петра и Павла будем просить дара прозрения и подлинной христианской трезвости самопознания, чтобы ответственность за всякую мысль, за всякое желание, и рождающееся от них всякое слово и дело были бы основанием всего нашего земного служения Богу и людям. Чтобы все в нас возрастало, как принимаемый от Бога дар, не жадно, по-свински поглощаемый, а благодарно раскрываемый в доброхотном христоподобии, достойно и праведно, на радость и счастье окружающих нас людей и всего Божия создания и в этой временной земной жизни, и в жизни будущего века. Аминь.