Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В этот праздничный день 27 сентября православная христианская полнота совершает воспоминание спасительного и благодатного события, имевшего место в начале двадцатых годов четвертого столетия христианской эры, когда во святом граде Иерусалиме мать римского императора из династии Флавиев Константина Великого, благочестивая императрица Елена, в результате раскопок обрела самые основные христианские святыни – скалу, которая имеет видом своим подобие человеческого черепа, и поэтому по-еврейски называется Голгофа. На ней был распят Творец, Промыслитель, Искупитель и Освятитель всего рода человеческого и мироздания – воплотившийся и вочеловечившийся Сын Божий Иисус Христос, и с Ним еще два человека – те, кого мы теперь в церковной истории именуем разбойниками.
У подножия этой возвышенности расположен камень пома́зания, на котором снятое со креста бездыханное тело Богочеловека было положено, отерто и запеленуто – обернуто простыней, льняной плащаницей, пропитанной благовонным погребальным ароматом из смирны и алоэ. От этого камня на запад, буквально в сорока шагах, раскопана пещера, высеченная из скалы с каменным ложем, на которое и было положено бездыханное израненное тело Спасителя мира. С восточной, тыльной стороны черепообразной возвышенности образовался огромный слой грунта, свидетельствовавшего о происшедшем по пророчеству Христову (Мф. 24, 1-2) в семидесятом году нашей эры разрушении Иерусалима римскими войсками под предводительством императора Веспасиана основателя династии Флавиев, когда дорогие для христиан места были погребены под руинами и мусором, а на них чуть позже, в 118 году при императоре Андриане были возведены языческие капища. Город Иерусалим был перепахан и предан забвению. Неподалеку от него Андриан заложил свою восточную столицу и дал ей новое наименование – Эллия Капитолина в вечную о себе память. В христианских документах первого и второго Вселенских соборов первосвятители Иерусалимские титуловались как епископы града Элии.
Когда эти священные места спустя три столетия от Евангельских событий, по откровению благодати Божией, явлены были благочестивой Елене, то с восточной стороны Голгофы были вырыты и три деревянных креста. Но какой же из них Христов? По откровению Духа Божия тогдашний патриарх Макарий, предложил возлагать эти кресты по очереди на покойника, которого проносили мимо для погребения. По возложении на мертвеца креста Спасителя, усопший вернулся к жизни, что было очевидным свидетельством того, Чей это Крест.
Весть об этом распространилась по окрестности и к месту раскопок стали стекаться толпы любопытных, жаждущих взглянуть на воскрешенного, и на Древо, его оживившее. И так много сошлось в том месте людей, что ничего увидеть они уже не могли, и тогда патриарх Макарий решил древо креста поднять, дабы видно было всем в округе. Отсюда происходит и наше славянское название события, ставшего одним из великих двенадцати годовых христианских праздников – Воздви́жение.
И вот уже семнадцать столетий, из поколения в поколение, в день этого праздника мы собираемся во едино собрание церковное, чтобы молитвенно благодарно вспомнить то радостное историческое событие – археологически найденный документ, что был явлен миру и опознан фактами, подтверждающими, что Христос – это не легенда, и Его жизнь и деяния – не сказка, а реальная Божественная сила животворящей жертвенной любви, которая действовала не только тридцать три с половиной года Его земной жизни, но продолжает действовать и неотступно пребывает в жизни Святой, Соборной, Апостольской, Христовой Церкви во исполнение неложного Его обещания Своим ученикам: «Вот, Я с вами во все дни до скончания века! Аминь» (Мф. 28, 20).
По мысли первоверховного апостола Павла, средоточием праздника Воздвижения является не формальное обновление движения нашей памяти в восприятии давно минувших событий, а живое восприятие Слов о Кресте Господнем. И это крестное слово о Боге-Любви, жертвенно и животворно являющей нам, через грех впадшим в смерть, любовь Бога-Отца распинающую, чтобы оживотворить нас, любовь Бога-Сына добровольно распинающуюся, чтобы привести нас к Своему Родителю, любовь Бога-Духа Святого, в нас торжествующую силой крестной, что для погибающих есть безумие (1 Кор. 1, 18). Но «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).
Для всех боголюбивых потомков падших прародителей Крест Христов – не четырех или восьмиконечное перекрестие досок, не орудие позорной мучительной смертной казни преступника. Он являет собой суд лежащему во зле миру сему (Ин. 12, 31), о чем говорит Тот, Кто взошел на этот царственный трон жизнеутверждающей жертвенной любви: «Ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12, 31). Что значит «мир сей», который осужден крестным, жертвенным, царственным Судьей? Это тот самый мир, который сотворен Богом, по превосходящей творческой благости и причастен ей и ей живет и движется, и существует (Деян. 17, 28), будучи при этом поручен власти и ответственному попечению людей не отвлеченно, абстрактно, а всегда властно обладаемый каждой конкретной человеческой личностью. В каждом из нас мир – как творение Божие, обладаемо возглавлен, действует, проявляет себя по отношению к Творцу, и всему созданному многообразию, с которым каждый из нас по-своему встречается в этой жизни или славя Бога, или понося Его.
Через наше личное отношение, его характер и качество, этот мир может быть проявлен по-разному. По сущности, он – добро, а по образу нашего действования по отношению к Творцу, другим людям и ко всему созданно существующему, в зависимости от доброкачественности или зловредности конкретного человека, этот мир может быть различным в образе действования: или благодарит и славословит Бога, или хулит Создателя.
Если человек эгоистичный самоистукан, то он действует как ненасытный беспощадный потребитель, выявляет богонечувствие, богозабвение, обезблагодатствование, страдание и лишение жизни, то есть смерть и для самого себялюбца, и для находящегося в его власти и во взаимодействии с ним окружающей действительности.
Поэтому, в этом мире господствует смерть, непрестанно льется кровь и бушует насилие, и не только во время войны. По разным статистическим данным ежегодно в России мы сами, добровольно убиваем от двух до четырех миллионов своих детей, потому что больше всего заботимся о своих правах и свободах, не желая работать и гнуть свою шею на какого-то там ребенка, когда нужно самому успеть ухватить от жизни все, пока не поздно. Так действует беззаконный закон мира сего, насилием нашего эгоизма погружаемый в зло. И если мы принимаем его, то оказываемся среди тех, кого апостол Павел назвал «погибающими» (1 Кор. 1, 18).
И только для тех, кто содрогнется от этого безумия, открывается возможность входа в Царство животворящей жертвенной Божией Любви – Царство Христа, распятого и воскресшего. Каким образом? Опять апостол Павел, по данной ему благодати, указывает на тех из нас, которые действительно Христовы. Они плоть свою, то есть не тело, а себялюбивое использование Божьего дара, то есть мироздания со всеми его возможностями готовы самоотвержением ради Христа распять вместе со страстями и похотями (Гал. 5, 24), отвергая похоть очей, похоть плоти и гордость житейскую (1 Ин. 2, 16), – которые есть вражда против Бога» (1 Ин. 2, 15).
Только в Христовом Богочеловечестве через совершенное доброхотное естественное послушание человеческой воли воле Бога Отца «даже до смерти» (Фил. 2, 8) своего себялюбия, положен конец для лежащего во тьме и тени смерти мира сего. И от Христа как от победоносного Донора усваивается нами, когда мы доброхотно и благочестно становимся единокровными и сотелесными с Ним, единонравными, единомысленными, единочувственными, единодушными и единодейственными с Ним.
И поэтому не когда мы крестик с Его изображением из золота или серебра надеваем себе на грудь или в храме кресту Его поклоняемся, прекращается в нас действие греховной смертности мира тьмы. Напротив, богозавистник, отец лжи диавол со всем бесовским полчищем продолжает искушать, соблазнять и совращать нас, если видит, что мир Божий, который от рождения подарен каждому из нас Богом-Любовью, обладаем и используется нами по темному закону сатаны гордо, эгоистично, безбожно, но и особенно яростно, когда мы стараемся раскрыть в себе присутствие Божьего света и благодати. Поэтому апостол Павел с сокрушением пророчески говорит, что в нас, крещеных христианах по малодушию и себялюбию, Христос доныне распинается.
Не только иудейский синедрион, книжники, фарисеи, Пилат, римские воины и Иуда-предатель, но и мы своей грехолюбивой жизнью Его распинаем. Но когда мы сознательно идем на то, чтобы плоть свою распять со своими похотями, тогда только крест Христов в нас начинает победоносно действовать, как реальная живоносная сила. Этой силы сатане никогда не победить, ни даже коснуться ее не может. Поэтому со всей полнотой Христовой Церкви и мы единодушно молитвенно исповедуем: «Иже Крестом ограждаеми, врагу противляемся, не боящеся того коварства и ловительства, яко бо гордый упразднися и попран бысть на древе силою распятого Христа», «Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам: трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его, яко грех истребляет и смерть упраздни. Сего ради поклоняемся погребенью Твоему и восстанию» Аминь.