В благословенное навечерие блаженной памяти Христа ради юродивого Иоанна, Тульского чудоворца, и добропобедной Христовой мученицы Татианы Римлянки, словом мира и любви о Христе приветствую всех вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры! Еще свежи в нашей сердечной памяти благодатные духовные переживания молитвенного прославления мироспасительного события явления во плоти, от Духа Святого и Марии Приснодевы Богородицы Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа и рождении Его в убогой вифлеемской пещере. Еще наполняют наши сердца духовные смыслы светозарных рождественских переживаний. Ныне же нами вспоминается попразднство Его пришествия на воды Иордана для Крещения от Иоанна в этой реке – тоже ради нашего спасения. И вместе с этим духовным переживанием в глубинах нашего духа открывается значение того дара, который каждый из нас получает по любви Божией в своем зачатии, затем рождении, явлении на этот белый свет для того, чтобы можно было бы услышать истолкование этого дара из уст Самого Дародателя: «Святы будьте, как Свят Я, Господь Бог ваш» (Лев. 20, 7). Внимательно нам надлежит вслушиваться в это Божие призвание, осмысляющее восприятие нами дара жизни. Нам не сказано от Господа: будьте вечно молодыми, будьте вечно красивыми красотой юности, будьте всегда здоровы, будьте во всем счастливы, успешны, беспечны. Нам заповедано: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48), «святы будьте, как Свят Я, Господь Бог ваш» (Лев. 20, 7).

Но из священной истории мы знаем, что не только в самом ее начале к этому голосу Божиему, который объясняет смысл нашего зачатия, рождения, наших встреч, расставаний, мечтаний и стараний комфортно закрепиться подольше тут, на Земле, и всего остального, через что приходит в нашу повседневную жизнь суета и томление духа (Еккл. 1, 14). И мы, как и прародители в раю, неотступно слышим и другое предложение: «Будете, как боги» (Быт. 3, 5), но вопреки Ему. На слух очень близко и даже прямо как одно и то же, а получается по пословице – «Федот, да не тот, хотя похоже, но далеко не одно и то же»: не доверяйте Богу и станьте, как самобоги (Быт. 3, 5). Но все же ясно, что самообоженье не имеет ничего общего с призывом Божиим: «Будьте святы, как Я свят, Господь Бог ваш» ( Лев. 20, 7). И какой вопрос может возникнуть у нас к нашему небесному Дародателю, Который одаривает и нас жизнью разумных, волевых, плотоносных личностей? Как Он объясняет смыслы и значения этого своего нам дара? Ты призываешь нас, Господи, быть такими же, как и Ты, но Ты же Безначальный, Бесконечный и Бессмертный, Самобытный и Всемогущий, и Всеблагой. А мы? Во всем от Тебя зависим, обусловлены Твоей волей. И имеем начало, и не самобытны, и смертны, и тленны, и конца-края нет тому, чего только нам не достает. Так как же нам стать святыми, такими, как Ты?

И ответ на этот вопрос мы сегодня убедительно видим, когда, всматриваясь в историю рода человеческого, в глубину веков на грань  второго и третьего столетия от Рождества Христова, то увидим в Риме юную молодую девушку, родившуюся в семье римского сенатора, получившую и природную красоту римского профиля, и причитающиеся по положению достоинства, и богатство, и образованность, но все это доброхотно ни во что вменившую ради Христа, доброхотно избравшую себе не только земную нищету, но и юность свою, и красоту свою телесную погубить не убоявшуюся в страшных страданиях, так что и глаза ей выкалывали, и кожу заживо сдирали, а она славила Христа и молилась за спасение своих мучителей – святая добропобедная Христова мученица Татиана, пламенным боголюбием своим, незлобием и человеколюбием своим приведшая ко Христу Его гонителей и своих мучителей.

И наш блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, младший современник преподобного Серафима Саровского, наш земляк, 60 лет на нашей Тульской земле изо дня в день живший, как евангельская птица небесная (Мф. 6, 26) и полевая лилия (Мф. 6, 28) среди суетящихся в замкнутом круговороте повседневных проблем выживания туляков. Он тоже в юношеском возрасте – в 16 лет, природный купец, получивший в наследство весь бизнес от своего отца и вместе с этим талант к тому, чтобы хорошо это дело в руках своих держать и уже успешно начавший свой бизнес, но ради Христа все отвергший и 60 лет по Туле ходивший, перстосложно держа высоко над головой десницу, безмолвно исповедуя веру православную и живя по Писанию: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» (Пс. 54, 23). И в лютый мороз, и в жару в одном халате нараспашку. И вот так жил 60 лет. И что ему подавали, он ни от чего не отказывался, но тут же раздавал тем, у кого вообще ничего нет. Но у того, от кого он принимал эти дары и кому когда раздавал, у них, заметили туляки, народ смекалистый, все ж – купцы прибыток сам собой является, все дела спорятся, и все в доме хорошо.

А как мы, христиане XXI века, отвечаем на самый главный призыв, который мы получаем от Небесного Дародателя вместе с даром жизни: подарить Ему наши сердца (Притч. 23, 26). Как мы оцениваем Его? И что мы от Него желаем получить? Даже когда соглашаемся, в отличие от большинства нас окружающих, начать осмысливать и понимать, что жизнь не из нас исходит, и не только самими нами сохраняется, и даже подарена нам не мамой и папой, но в собственном смысле, хотя не без них, а через них и многих прадедушек и прабабушек, включая Адама с Евой, но все же от Небесного Дародателя, в Троице Пребожественной славимого Отца и Сына и Святого Духа, Которым все живет, движется, и существует (Деян. 17, 28). И от Него в жизни Святой Церкви научаемся, что не для внешней красоты, не для вечной молодости в этой самой красоте, не для обманчивого земного счастья и себялюбивого благополучия, а чтобы вырасти в меру друга Христова (Ин. 15, 15), чтобы осуществить свою жизнь по разумному своему предпочтительному выбору в межличностном общении по сходству или не сходству со Христом Подвигоположником и Единосущными Ему по Божеству Отцом и Святым Духом. А закон этого общения сформирован псалмопевцем Давидом (Пс. 17, 26-27).

Поэтому наши боголюбивые предшественники искали общения не столько с себе подобными потомками падших прародителей, а сколько с Тремя, во едином Божестве собезначально пребывающими, Несозданными Отцом и Сыном и Святым Духом, Которые неслитно и неразлучно имеют межличностное общение между Собою в самозабвенной любви Друг ко Другу (1 Кор. 13, 4-8). Для Каждого из Них Двое Других дороже, чем каждый для Самого Себя и никто из Них, если можно так сказать не мыслит ощущения Своего собственного существования без того, чтобы прежде не предощущать и не желать существования Двух Других. Поэтому каждый, самозабвенно отдавая Себя Двум Другим, обретает Себя в Них во всей полноте, так Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 16) в абсолютном собственном смысле – собезначальное Триединое Благо, живоначальное бессмертие.

У нас есть замечательное наше русское слово – «самозабвенность», которое является доброкачественной характеристикой подлинной любви. Сегодня слово «любовь» стало настолько опошленным, настолько истрепанным, с вредными, злокачественными представлениями и понятиями, что не подберешь синонима соответствующего ее Первообразу, который по сути своей есть имя неизменного Триединого Божества, кроме как это дивное наше слово – «самозабвенность». Вот это качество было отличительной чертой всех святых Божиих человеков, всех друзей Божиих, начиная с праотца Авраама (Рим. 4, 3) которые поняли, зачем дается нам жизнь. Поняли и, понявши, вручили себя Христу Подвигоположнику (Мк. 8, 34), и опознали Христа за свой жизненный путь (Мк. 8, 34), и за свою собственную, единственную и никем, и ничем больше не заменимую истину (Ин. 14, 16). И верными пребывали этому своему личностному, разумному, предпочтительному выбору и приносили такие удивительные, жизненные плоды, как мученица Татьяна и блаженный Иоанн, они из глубины самозабвенной любви их духа ко Христу – Истине и Благу – понимали и чувствовали, что единая и общая у всех нас человеческая природа искажена, больна, грехолюбива и заражена самостью, грехом и смертью, так что все, зачинаясь в беззаконии и грехах (Пс.50, 5), находятся в грехолюбии, в мучительных зависимостях от чувственных удовольствий как в цепях и в болотной трясине, из которой забыли уже, что выбираться надо, а не быть, как свинья, что ищет себе грязи и от радости там лежит и хрюкает.

Поэтому человеку как богосообразному, личностному, разумно-волевому существу изо всех сил надо выходить из этого скотоподобия, богонечувствия, богозабвения и обезблагодатствования. В этом есть призвание человека (Рим. 1, 21). Познавши красоту Христа Подвигоположника и в Нем возможность вырасти в меру Его совершенного возраста (Еф. 4, 13), в друга Божия (Иак. 2, 21), усердно, с неослабевающей решимостью достигать этого опытно. И дай, Господь, нам, живущим в XXI веке, женщинам не удивляться, взирая на добропобедную Татиану, и мужчинам не ужасаться, посмотрев на добропобедного блаженного Иоанна. У каждого человека свой жизненный путь. Не всем становиться Христа ради юродивыми и мученицами, но всем по подобию со Христом надлежит жизнь свою осуществлять в доброхотном ради Христа забвении себя перед своим ближним и терпеть немощи немощного с кротостью, со смирением (Гал. 6, 2), понимая, что мучим бывает человек своею падшей удобопреклонной ко греху природой, и не в состоянии выкарабкаться из этого болота самости без помощи Бога и благожелательных людей.

А у христианина такая же природа, но он знает и любит Христа, Который в Себе Самом победил безгрешностью и совершенным послушанием Отцу смерть.  И у христиан есть желание и сила за Него держаться, и они могут Его силою принять и понести немощь брата своего, прямо как Дух Святой через апостола Павла нас научает: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2), закон самозабвенной, жертвенной любви (1 Кор. 13, 4-8). Да любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин. 13, 34).

С такими мыслями, благословясь о Господе, и пойдем мы с вами в домы свои. Ангел-спутник да сопутствует всем нам! Аминь.