Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сей нареченный и святой день вся полнота Вселенской Святой Соборной и Апостольской Церкви и полнота православных народов, составляющих единую, неразрывную духовную семью Русской Православной Церкви, благочестно, молитвенно, по-особенному торжественно благоговейно чтут тысячелетние преставления от славы земного христианского подвига в небесную славу Святой Живоначальной Троицы благоверного Киевского Князя Владимира Святославича, во святом крещении Василия, ласково именуемого сердечной народной признательностью исторической Руси Красным Солнышком.
Сегодняшнее чтение из евангельской истории возвращает нас к началу существования первохристианской общины во святом граде Иерусалиме и указывает на одного из ревностнейших тогдашних молодых религиозных лидеров народа израильского – Савла из Тарса (Деян. 22, 3). Будучи природным иудеем из колена Вениаминова, он ревностно выполнял естественный нравственный закон, написанный на скрижалях совести каждого человека, и, оживотворяемый действием благодати Богооткровенного Ветхого Закона, оставленного в духовное наследие последующим поколениям пророком и боговидцем Моисеем и раскрывавшегося преемственно призванными на это служение богоизбранными пророками для благочестивого и доброплодного исполнения его народом Израиля.
Но Савл знал о Боге своих Отцов и предков, и о современных ему недавно появившихся христианах только внешним знанием, внешним слухом и прикосновением, в исполнении всех обрядовых установлений, которое в меру несхожести с его личными понятиями возбуждало в нем нетерпение, ненависть и желание стереть их с лица Земли. Из-за того, что Савл не был христианином и не лично знал Христа, он гнал Церковь Божию, имея самого себя мерилом как своей жизни, так и жизни всех окружающих. Все то, что не совпадало с его личным эталоном истинности и правды, должно было быть «подстрижено» под него или уничтожено.
Нечто такое же о христианах в личностном духовном опыте внешним взором и слухом знал будущий креститель Руси – внук равноапостольной Ольги, Киевский Князь Владимир Святославович. Как мы знаем из истории Древней Руси, сам Князь о себе свидетельствовал: «Покуда я жил в язычестве, то был зверем, но когда познал Христа и тех, кто любит Его, то стал человеком». Князь Владимир говорил, что все 27 лет жизни во Христе и со Христом в Святой Его Церкви он боялся греха, потому что всем своим существом любил Бога, и ни за что не хотел, потому и не мог даже мысленно унизить и нанести ущерб радостоносной взаимной, верной любви своему Богу.
Таким образом, креститель земли Русской раскрыл, чем наполнен его внутренний мир – живым и трепетным, опрозрачненным взаимным проникновением в межличностном общении во Христе по доброхотному сходству с Подвигоположником Христом, единодушным и единодейственным соединением и с Духом Святым, и в Них, и через Них с Богом-Отцом. Это общение есть не что иное, как животворящее дыхание богоподобной жизни, о которой сказано: «Это есть жизнь вечная – да знают Тебя, Единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). И если в сердце человека любовь к Богу и ближнему будет угнетена себялюбием, то оно убьет отношения с теми, кого человек любит – так же, как луч вставшего в зенит солнца, уничтожает капли росы и земную красоту раскрывшегося цветка, так и грех уничтожает источник жизни – любовь. Поэтому тот, кто любит, боится греха, и это – святой, блаженный и жизнеутверждающий страх, названный в Священном Писании «началом – премудрости» (Пс. 110, 10).
Такому восприятию жизни, ценностному характеру ее осмысления, выражения в своих словах и поступках был до последнего земного вздоха верен благоверный равноапостольный князь Владимир. Великий, спасительный и жизнеутверждающий духовно – нравственный завет он оставил своим потомкам: «Русь Святая, храни веру православную – в ней тебе утверждение».
Субъективно для каждого из нас это означает, что христианин должен всемерно бояться осуществления греха в мыслях, желаниях, чувствах, словах и поступках. Дай Бог нам не просто формально, хотя и благопристойно вспоминать, что в нашей истории есть благоверный князь Владимир – славный своими государственными, политическими, социальными, духовно-нравственными красотами и христоподобными сияниями – но и самим стремиться от лампады его веры и благочестия возжечь в себе тот же свет благодати Святой Живоначальной Троицы, хранить его с ревностью, вниманием и заботой до своего смертного часа, не позволив греху затмить и, уж тем более, загасить сияние этого благодатного света в нашей жизни.
Сегодня мы усердной молитвой испрашиваем у Подвигоположника и Спасителя Господа нашего Иисуса Христа и благоверного крестителя и путеводителя нашего ко спасению равноапостольного князя Владимира благодатного ограждения, умудрения, силы, крепости, духовной радости и твердой решимости больше всего бояться греха, а это значит опытно и действенно любить Бога, во Святой Троице славимого и поклоняемого, чтобы всей душой, мыслью, силой и творческой крепостью нашей славить Великое имя Отца и Сына и Духа Всесвятого. Аминь.